Как служба, подруга?

Рано или поздно перед женщиной-военнослужащей встаёт вопрос ребром: армия или семья. Впрочем, перед ней все время возникают какие-нибудь глобальные вопросы...

Военнослужащих среди российских женщин целых полмиллиона. Вдвое меньше, чем заключенных в тюрьмах, кстати. 115 тысяч из этих 500 служит в Министерстве обороны, и среди них имеется 14 полковников, 75 подполковников, более 300 майоров, а остальных без счета. В распоряжении Федеральной пограничной службы 12 тысяч женщин, в ВДВ служат 2 тысячи, несколько тысяч – в ВМФ. Медики, связисты, психологи, переводчики, топографы, финансисты, журналисты, программисты, даже профессиональные разведчики – вот такие у наших женщин в армии профессии.

Мужчины-командиры на них не нахвалятся. Говорят, что женщины более основательно изучают военное искусство, лучше стреляют, усидчивы, старательны, ответственны... одним словом, идиллия, да и только. Правда, генералов женского пола в нашей армии нет. У космонавтов есть (Валентина Николаева-Терешкова), в бывшем КГБ есть, в МВД – две, в ФСБ – одна, а вот в армии – нету. А в Штатах, кстати, несмотря на то, что женщин в американской армии всего 200 тысяч, генералов среди них целых 11, а одна так прямо полный адмирал. В Великобритании (16 тысяч женщин в армии) – 4 генерала женского пола, во Франции (20 тысяч женщин проходят службу) – 2. В Израиле тоже есть женщина в звании генерала. Ну, мы не званиями, так массой задавим. Потому что 236 тысяч женщин из армий США, Великобритании и Франции, конечно же, ни в какое сравнение не идут с нашей половиной миллиона.

В общем, популярна среди наших гражданок армия. Особенно среди молодых гражданок. Средний возраст женщин-офицеров примерно 33 года, а женщин-прапорщиков и мичманов – 36 лет. При этом около 1000 женщин из числа прапорщиков и мичманов являются участниками боевых действий. Более 1300 женщин-военнослужащих были награждены государственными и правительственными наградами за участие в боевых действиях в Афганистане в 1980-1989 гг.; более 500 – за мужество и героизм, проявленные в ходе боевых действий в Чеченской Республике.

Кстати, о грустном. В марте нынешнего года в Буйнакске женщины-военнослужащие устроили акцию протеста с требованием выплаты пайковых, суточных и надбавок за участие в боевых действиях. Деньги им на тот момент не выплачивались уже в течение шести лет, и сумма долга на одного человека была равна приблизительно ста тысячам рублей. Заместитель комбрига полковник Александр Бочков вышел к пикетчицам и признал, что их требования обоснованны, однако произвести выплаты оказалось невозможно, поскольку в части элементарно не было денег. Долги, подтверждает командование, есть. Но если их выплатить, вся часть останется без еды и боеприпасов... Бред, конечно. Когда солдатам и офицерам остается считать накопившиеся на их счет долги за несколько лет, о какой армии может вообще идти речь?

Для сравнения. По сообщению агентства Reuters, Министерство обороны Великобритании не так давно согласилось оплачивать пластические операции по изменению размера и формы груди женщинам-военнослужащим. Не в косметических целях, разумеется, а при наличии физических или психологических показаний. Правда, психология у женщин настолько плотно увязывается с косметикой, что поди разбери... Тем не менее, до 10 таких операций в год британское Минобороны грозится обеспечить (помните, да? – 16 тысяч женщин в Великобритании служит). Кстати, требования к физической подготовке британских военных независимо от половой принадлежности одинаково жесткие с апреля 1998 года. Это положение было введено в связи с распространившимся мнением о низком уровне боевой подготовки женщин. Результатом нововведения стало резкое сокращение числа женщин в рядах армии Великобритании – многие не справились с чрезмерной нагрузкой и уволились по состоянию здоровья.

Однако требования к физической подготовке женщин-военнослужащих во всем мире –не единственный камень преткновения для активных патриоток. Мышцы-то накачать при желании можно. Гораздо хуже, когда в дополнение к этим мышцам командование диктует условия внешнего вида.

Женщина-то, она везде женщина. Хоть в армии, хоть на подиуме. Укоротить волосы на полсантиметра для иных настоящая трагедия, а остричь ногти – вообще немыслимо. Волосы и ногти – это да... Это, знаете ли... Нет, это вполне справедливо: ежели ты собираешься время от времени надевать противогаз, твоя шевелюра ни в коем случае не должна мешать столь ответственному мероприятию. Да и серьги длиной 5,5 сантиметров тоже не особо потаскаешь. Однако требования требованиями, но будь они даже архилогичными, женщина остается женщиной. Вот и приходится командованию принимать самые разнообразные меры. Пожалуй, только в Голландии сейчас не обращают внимания на внешний вид, но там по жизни народ к маргиналам лоялен.

Ну, худо-бедно "слабая" половина человечества смиряет свое эстетическое эго, соглашается обходиться водостойкой тушью и не смываемой никакими растворителями помадой, срезает ноготки, из роскошной гривы делает аккуратный пучок, умудряется не потерять при этом сексапильности и, нарастив необходимую мышечную массу, внедряется в вооруженные силы. На этом крестный путь ее не заканчивается, а только начинается.

"Ввиду массового поступления женщин в военно-морские силы возникают специфические проблемы, связанные с обеспечением их обитания в условиях боевого корабля, – пишет капитан 1 ранга В.Федоров, имея в виду американские вооруженные силы (не беспокойтесь, у нас они тоже возникают, и наверняка в большем количестве). – Первая попытка решения этих проблем на флоте была предпринята при строительстве десантного вертолетного корабля-дока "Сан-Антонио" (LPD-17), в конструкцию жилых помещений которого внесены изменения, учитывающие в определенной степени потребности членов экипажа женского пола".

Вы представляете себе, что стоит за этими двумя фразами? Гм... Я, пожалуй, процитирую г-на Федорова дальше: "Вместо вместительных кубриков, характерных для большинства боевых кораблей, на ДВКД для размещения женской части команды предусмотрено несколько отсеков, каждый из которых рассчитан на 24 спальных места. С учетом того, что у женщин высота роста в среднем на 8 см ниже, чем у мужчин, многие приборы управления, датчики, вентили, полки и т.п. располагаются на более доступной для них высоте. Значительные изменения претерпел корабельный санузел (гальюн). Женские туалетные комнаты оборудованы вентиляционными системами повышенной мощности (с учетом использования прекрасным полом значительно более пахучих парфюмерных средств), а также дополнительными зеркалами. С целью создания удобств модернизирована корабельная парикмахерская. В прачечной наряду со стиральными машинами так называемого "промышленного типа" устанавливаются агрегаты с боле щадящим циклом работы".

Вы представляете себе наш, отечественный корабль, где "многие приборы управления" располагаются на доступной для женщины высоте? Правильно говорите, сначала зарплату отдайте, а потом быт обустраивайте...

Третье, с чем приходится сталкиваться женщине в армии, – это грубость и бескультурье отдельных офицеров и прапорщиков. Н.И.Непочетная в статье "Женщина в армии: социально-статистический обзор" пишет: "К сожалению, имеют место попытки некоторых мужчин в погонах склонить женщин-военнослужащих к сожительству. Впрочем, тут и Запад далеко не ушел от нас. Так, американки-военнослужащие по-прежнему подвергаются сексуальным оскорблениям, несмотря на попытки изжить дискриминацию в Вооруженных силах... 64% опрошенных военнослужащих-американок заявили, что так или иначе подвергались различным оскорблениям – от свиста и пошлых шуточек в их адрес до похотливых взглядов и прямых сексуальных домогательств. Результаты опроса также показывают, что военнослужащие-женщины в четыре раза чаще военнослужащих-мужчин подвергаются сексуальным оскорблениям в различной форме. 5% пострадавших от оскорблений женщин сообщили, что были изнасилованы или подвергались иным сексуальным посягательствам". Статистика, как видите, приведена американская, но даже с учетом маниакального стремления американок усмотреть в любом косом взгляде харрасмент, она показательна. Во всяком случае, не имеет смысла предполагать, что наши женщины защищены лучше, нежели их американские коллеги. В особенности те, кто проходит службу не по месту жительства, не в ведомственных кабинетах, а непосредственно в воинской части, в казарме.

Помимо сексуальных домогательств, у женщины, проходящей службу, может возникнуть еще одна проблема – беременность. Если у штатских дело ограничивается, как правило, декретным отпуском и отпуском по уходу за ребенком, то в армии этот выбор подчас ставится жестче: или армия, или ребенок. Может быть, именно поэтому только 3 с небольшим процента наших женщин имеют высшее военное образование? Но едва ли можно пенять женщине на то, что она рано или поздно оставляет военную службу ради уютного гнездышка с любимым мужчиной и обожаемым малышом. Женщина остается женщиной. Даже если она отдала своей родной армии лучшие годы жизни.

Выбор читателей