Грызлова прикрыли партбилетом

Главу МВД избрали председателем высшего совета "Единой России". Этим решением Кремль решает сразу две задачи: укрепляет любимую партию и, возможно, выводит Грызлова из-под удара в преддверии оценки работы его ведомства после событий на Дубровке

Борис Грызлов вновь в партийной обойме. Вчера глава МВД был избран председателем Высшего совета "Единой России". Этим решением Кремль решает сразу две задачи: укрепляет свою любимую партию накануне парламентских выборов и, возможно, выводит Грызлова (как министра) из-под удара в преддверии оценки работы его ведомства в связи с событиями на Дубровке.

Непосредственной причиной вчерашнего избрания Грызлова является недовольство Кремлем "медвежьими" рейтингами накануне больших выборов: "Единая Россия", как известно, по-прежнему отстает от коммунистов. Между тем, образованный год назад причудливый гибрид из "Единства", "Отечества" и "Всей России" настоящим брэндом так и не стал. Структура получилась более чем неповоротливой и крайне неэффективной. Ничего неожиданного в этом не было: схема прошедшей "консолидации власти" разумела под собой скрытую и ожесточенную борьбу за протаскивание в руководящие органы власти "своих". Главных лоббистов – Сергея Шойгу ("Единство"), Юрия Лужкова ("Отечество") и Минтимера Шаймиева ("Вся Россия") – развели по принципу сопредседательства с равными сроками правления: чтобы никому обидно не было. В Высшем совете были проиндексированы громкие имена, вроде Алины Кабаевой, Александра Калягина, академика Валерия Шумакова. Однако равновесия соблюсти не удалось: по слухам, глава генсовета партии, ее фактический топ-менеджер Александр Беспалов опасно сблизился с Юрием Лужковым, что в преддверии формирования избирательных списков по выборам в Думу могло нарушить задуманные в Кремле пропорции выдвиженцев от условного Шойгу и конкретного Лужкова. Кроме того, Беспалов явно не справлялся и со своими прямыми обязанностями – эффективным управлением "Единой Россией". Прежде всего, в Кремле недовольны рядом провальных инициатив: например, предложением о введении 12,5-процентного барьера на выборах в Государственную Думу. Возможно, есть и иные причины, более деликатного свойства. В качестве одной из них стоило бы назвать уже набившую оскомину войну "команд": так, по одной из версий, за Александром Беспаловым стоит замглавы администрации президента Виктор Иванов, против него – другой замглавы все той же администрации, Владислав Сурков.

Назначение Бориса Грызлова председателем Высшего совета партии фактически аннулировало раннее достигнутые договоренности о поочередном сопредседательстве Шойгу, Лужкова и Шаймиева, о которых упоминалось выше. Более того, не дожидаясь истечения положенных по уставу четырех лет, Высшему совету пришлось избрать себе нового председателя. Явное нарушение устава постарались скрыть принятием временного положения о создании нового органа, бюро высшего совета (о котором, впрочем, устав также ничего не знает). В это бюро, помимо Грызлова, вошли все те же Лужков, Шойгу и Шаймиев. А вот Александр Беспалов, формально сохранивший пост главы генсовета, фактически лишился основных рычагов управления партией. Показательно, что Лужков воспринял все как удар прежде всего по нему самому: он даже не пришел на вчерашнее заседание Высшего совета.

Грызлов же, возвращающийся в лоно родной партии, при всем при том даже не является ее членом. И, заявляет он, в ближайшее время не собирается заиметь партбилет "Единой России". Само по себе это может рассматриваться как, мягко говоря, полный бред: лидер партии не состоит в ней. Впрочем, мало кто сомневается, что в один прекрасный день все изменится. Сейчас законодательство запрещает федеральным министрам быть членами каких-либо партий, но руководство пропризедентских фракций уже дали понять, что соответствующие поправки в закон о правительстве не за горами.

Выбор читателей