"Человеческий фактор" хочет денег

Треть российских авиадиспетчеров планирует принять участие в суточной забастовке 30 ноября. Если акция протеста состоится, авиакомпании за 24 ч потеряют как минимум $10 миллионов

Российские авиадиспетчеры планируют 30 ноября провести суточную забастовку. Они будут требовать двукратного увеличения заработной платы и восстановления социальных льгот - бесплатного питания на работе и возможности раз в год получить бесплатный авиабилет по России. Если забастовка состоится, понедельник 30 ноября станет черным днем для авиакомпаний: они потеряют за одни сутки как минимум $10 млн, так как график воздушного движения будет полностью сорван.

Ежедневно в небо поднимается более 4 тыс. гражданских самолетов. Полет каждого из них контролируют несколько диспетчерских центров. На данный момент 40 из 120 российских диспетчерских центров подтвердили готовность присоединиться к акции протеста. Службы Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Норильска и Пермской области в забастовке участвовать не собираются, так как не верят в возможность добиться таким способом ощутимых результатов.

Забастовки диспетчеров запрещены Воздушным кодексом из-за того, что их последствия могут быть очень серьезны. Правда, запрет можно достаточно легко обойти, объявив с согласия Минтранса так называемую квазизабастовку, принимая к обслуживанию только военные, санитарные, аварийно-спасательные и правительственные самолеты, сведя последствия своей акции к исключительно материальному ущербу.

Сейчас зарплата диспетчера самой высокой квалификации составляет 7,5 тыс. руб., только на Крайнем севере из-за надбавок доход представителей этой очень ответственной профессии достигает 12 тыс. рублей. Работа диспетчеров связана с регулярными стрессами. Их малейшая ошибка может стать причиной авиакатастрофы. Не стоит забывать, что пресловутый "человеческий фактор" – это не только пилоты, но авиадиспетчеры.

Минтранс пытается убедить диспетчеров отказаться от их планов и наладить диалог с профсоюзами. Виктор Чесноков, советник директора Государственной службы гражданской авиации Александра Нерадько, сообщил, что его ведомство создает согласительную комиссию для урегулирования конфликта. "Наша задача – не допустить разрастания конфликта, для чего будут приняты меры для разрешения социальных проблем и повышения зарплаты не только диспетчерам, но и всем работникам воздушного транспорта",– заявил Чесноков.

Пока авиабилеты на рейсы 30 ноября продаются. Если намерения диспетчеров не изменятся, они будут обязаны подтвердить их не менее чем за 7 дней до начала забастовки.

Суточная забастовка, если она состоится, пройдет в нашей стране впервые. Ранее, в 1992, 1995, 1997 и 1998 гг. проводились шестичасовые забастовки, а в 2001 г. - две голодовки без прекращения работы. Государство каждый раз шло на незначительные уступки. На этот раз зарплата бастующих, несмотря на обещание Чеснокова "принять меры", вряд ли будет повышена на 100%. Так, январе 2002 г. диспетчерский профсоюз и Минтранс подписали соглашение, в соответствии с которым зарплата авиадиспетчеров должна была повыситься с февраля на 20%, но реальное повышение составило всего 7%.

Выбор читателей