Дали: гений, безумец, шарлатан? Решайте сами

Уникальная выставка Сальвадора Дали в Музее современной истории может претендовать на культурное событие года. Такого количества работ главного мистификатора ХХ века Москва еще не видела

В здании знаменитого некогда Английского клуба (Тверская улица, дом 21) разместилась великолепная экспозиция. Те, кто проходит мимо этого дома, обычно любуются "ленинским броневичком", но сегодня его затмила огромная афиша на фасаде, на которой изображены мягкие часы и знаменитая подпись – Дали. В Музее современной истории России (бывшем Музее революции) с начала ноября по начало февраля 2003 года проходит выставка "Сальвадор Дали. Золотой век".

Цены на входной билет, честно говоря, кусачие. Но – пожалуйста, подумайте, прежде чем присвистнуть и развернуться. Эта выставка стоит того, чтобы предпочесть ее вечернему сеансу в расположенном напротив "Кодак-Киномире" – взрослые заплатят "за Дали" 250 рублей, а студенты и приравненные к ним лица ровно на сотню меньше. Если вы человек не скупой – не упустите шанс насладиться художественным откровением величайшего мастера прошлого века.

Пять больших залов украшены творениями гения, который, наравне с Пикассо, Кандинским и Шагалом, сформировал современное искусство.

Выставка содержит невиданное количество – около 500 (!) – экспонатов, включающих гравюры, рисунки, акварели, карандашные наброски, фотографии и автографы Сальвадора Дали. Причем все образцы – подлинники, первые оттиски. Знаменитых картин Дали на выставке нет, но есть его книги – художник издавал, вернее, выпускал сделанные им самые дорогие в мире фолианты. Над каждой картинкой можно стоять часами, особенно если знать историю их создания.

В домашней библиотеке отца Дали не было ничего, кроме книг атеистического содержания, которые Сальвадор поглощал в юности с огромной скоростью. Ровно три дня потребовалось ему, чтобы окончательно "переварить Ницше" и составить о нем собственное мнение как о "неудачнике, позволившем себе слабость сделаться безумцем". "Не переваренной" оставалась единственная деталь личности философа, а именно – его усы. Дали решил, что должен превзойти Ницше во всем, даже в усах, но его усы не будут нагонять тоску, наводить на мысли о катастрофах, напоминать о густых туманах и музыке Вагнера. У Дали будут заостренные на концах, империалистические, сверхнационалистические усы, обращенные к небу; они опровергнут слова Лорки о том, что "усы есть трагическая константа человеческого лица". С момента прочтения "Заратустры" Дали и начал отращивать усы, которые потом стал называть "антеннами для восприятия искусства". Первые наброски человека с усами мы видим при входе на выставку, где кроме всего прочего инсталлирован большой экран, на котором крутятся кадры из фильмов Дали и о Дали.

Художник всегда рисовал образы, хорошо знакомые разуму, но соединял их в гротесковой манере с непознанными еще химерами своего подсознания, таким образом освобождаясь от собственных фобий. Единственным его отличием от сумасшедшего, по его собственным словам, было то, что он никогда сумасшедшим не был. Дали, вечно погруженный в самонаблюдение и исследование малейших поворотов своей мысли, использовал метод психоанализа и не уставал "славить великие откровения Фрейда". Символы, выловленные им из собственного подсознания – носорожьи рога, кузнечики, жирафы, различные скатологические детали, вязь странных сюрреалистических образов, – суть этапы на пути великого рационалиста Дали к "победе над иррациональным".

Все это в полной мере можно увидеть на гравюрах и в книжной графике, представленной на выставке. Тут есть полные циклы иллюстраций к "Божественной комедии", "Кармен", "Дон Кихоту", к "Алисе в стране Чудес", сказкам Гофмана и т.д.

Поражает свежесть цветов этих небольших картинок, но разгадка проста – Дали применял уникальные полиграфические техники, прокатывая каждый цвет на гравюре отдельно. Отличить его авторский рисунок от гравюры невозможно, в доказательство чего в экспозиции представлены и подлинные автографы и конечный результат, то есть то, как это выглядит в книге.

Когда вы ходите по залам, где расположена эта коллекция – кстати, принадлежащая немецкому банкиру, – через какое-то время наступает культурный шок. Все, что вы мечтали увидеть или узнать о великом сюрреалисте – вот, перед глазами. Тут и маленькие скульптурки, и флаконы духов, и крошечные наброски на клочках бумаги из которых впоследствии возникли его знаменитые полотна – первые, оригинальные, слепленные мастером кусочки легенды, оттиски его фантазии. В витрине даже лежат диски с его оперной музыкой, фрагменты которой слышны из-под купола.

Выставка очень яркая, коллекция большая, роскошная и тщательно структурированная. К тому же этот пласт творчества Дали практически никому не известен за пределами искусствоведческой среды. Но вот – пожалуйста, идите, наслаждайтесь.

На мой взгляд, перед нами одна из лучших выставок, что мне удалось видеть в стенах российских музеев за много лет. Не жалейте времени и денег – это того стоит.

Выбор читателей