Таможенники запустили "крота"

Начальник Управления спецтехники и автоматизации таможенных технологий ГТК РФ Александр Поступаленко рассказал корреспонденту "Yтра" о некоторых аспектах "технической революции" на таможне

Наконец-то век высоких технологий начал проявлять себя и на российских таможенных терминалах. И слава Богу – давно пора. Как утверждают в Государственном таможенном комитете (ГТК), сейчас дело "компьютеризации всей таможни" идет полным ходом и является одним из первостепенных для таможенного руководства.

Начальник Управления спецтехники и автоматизации таможенных технологий ГТК РФ Александр Поступаленко рассказал корреспонденту "Yтра" о некоторых аспектах этой "технической революции".

Александр Поступаленко: Я был среди организаторов прошедшей недавно 3-й международной выставки "Таможенная служба" и могу сказать, что нас порадовали участники экспозиции. Очень много интересных экспонатов, которые уже сегодня востребованы таможенной службой.

"Yтро": А что бы Вы выделили как наиболее важное для таможни?

А.П.: Микроскопические технологии. Все, что связано с досмотром, с грузами, багажом. Это и идентификационная техника, и приборы проверки подлинности документов – много всего. Вот, например, по заказу таможенной службы разработана такая технология – "крот". Позволяет обнаруживать скрытые полости в автомобильных дверцах, шинах и прочих местах, где нарушители помещают запрещенные грузы. Кстати, "крот" уже служит таможенникам: с его помощью недавно было задержано 6 икон в аэропорту Шереметьево. (Прим. редакции: этой операцией, как утверждают таможенники, была полностью покрыта себестоимость затрат на разработку прибора. В первую очередь "крот" полезен для обнаружения контрабанды оружия и наркотиков.)

"Y": "Крот" был разработан по спецзаказу и поэтому уже сейчас пошел в ход. А вообще-то, наверное, большинство предлагаемых разработчиками интеллектуальных новшеств – дело будущего?

А.П.: Нет, ГТК заказывает немало таких спецсредств. Можно насчитать не менее десятка разных приспособлений. Некоторые даже не имеют аналогов в мире. По своим свойствам, по своему техническому принципу.

"Y": Назовите, пожалуйста.

А.П.: Я имел в виду аппарат "Зоркий". Он проверяет номера автотранспортных средств. То есть он отмечает, если номер был "перебит" или еще какие-то изменения вносились. Все, что там было и что сделали. Такого аппарата нигде больше нет. Он очень эффективно использовался в Санкт-Петербурге в проверке транспорта.

Есть еще приспособление, которое называется "Прим-1РМ". Распознает материалы, состав вещества. "Чует", так сказать, практически всю систему Менделеева. Если, например, нарушитель продекларировал вместо запрещенного к вывозу металла другой, разрешенный, ему это с рук не сойдет. При проверке все выясняется.

"Y": Как Вы оцениваете уровень технической обеспеченности наших таможенных пунктов – дотягиваем мы до Европы или нет?

А.П.: Знаете, все зависит от финансирования. Тем не менее, я могу сказать, что на сегодняшний день таможенные терминалы оснащены техникой примерно на 70%.

"Y": Известно, что Всемирная торговая организация предъявляет жесткие требования к нашей таможне. Сколько еще предстоит сделать, чтобы эти требования удовлетворить?

А.П.: Здесь очень много внимания нужно уделить вопросам информатизации. В первую очередь, это деньги и связь. Без связи нельзя в должной мере построить информатизационный обмен, а без него работа таможни останется на допотопном уровне. Естественно, мы стремимся к этому.

"Y": Скажите, ГТК в отношении техники ищет партнеров только внутри страны или можно говорить о международном сотрудничестве?

А.П.: Ну, по той же выставке можно видеть, что у нас появляются и зарубежные компании.

"Y": Какие?

А.П.: Я конкретные названия не приведу. Можно назвать страны, откуда они родом. Это Белоруссия и Китай, США и Италия.

"Y": А наши таможенники уже используют западную технику?

А.П.: А куда же деваться. Если есть что-то хорошее, зачем же нам изобретать велосипед?

Выбор читателей