Нефть льется с танкера рекой

У берегов Испании образовались самые большие нефтяные пятна в истории. Над ликвидацией последствий катастрофы трудятся эксперты из 5 стран

Ситуация вокруг затонувшего 13 ноября 2002 г. у берегов Испании нефтяного танкера "Престиж" становится все напряженнее. Так, министр экологии Франции Розелин Башело заявила, что из танкера продолжает вытекать нефть. Ранее испанские эксперты заявили, что утечка нефти с танкера прекратилась, так как вредоносный продукт загустел под воздействием низкой температуры глубинных вод. Башело заявила, что такого же мнения были и французские эксперты, но, видимо, природа в очередной раз опровергла расчеты человека.

Между тем эксперты по-разному оценивают масштабы бедствия. Так, испанские власти утверждают, что в море попало не более 10 тыс. т нефтепродуктов – 4 тыс. т вытекло из судна, когда оно разломилось, а еще 6 тыс. – во время погружения танкера в морскую стихию. Однако независимые эксперты называют вдвое большую цифру, причем, по их мнению, нефть продолжает вытекать. Если этот процесс не удастся остановить, в воду попадет в общей сложности 82 тыс. т нефти – именно столько находилось на борту "Престижа". Очистка моря, хотя и идет усиленными темпами (в ней участвуют всего 7 судов-нефтесборщиков из Испании, Франции, Голландии, Германии и Италии), продвигается достаточно медленно: вместе с тем, что удалось собрать уже на берегу, ликвидирована утечка 2,5 тыс. т нефтепродуктов.

Масштабы экологического бедствия приобретают катастрофический характер. Нефтяные пятна уже достигли рекордных размеров – по оценкам экспертов, все вместе они составляют около 500 кв. километров. Пятна медленно движутся на восток и, при неблагоприятном ветре, могут доползти не только до Испании, но и до Франции и Португалии. Вчера свое веское слово по поводу катастрофы сказала и экологическая организация "Гринпис" – "зеленые" потребовали от испанских властей опубликовать результаты анализов химического состава нефти с "Престижа". Они обеспокоены не только массовой гибелью птиц, отдыхающих в Испании во время сезонных миграций, но и опасаются за здоровье спасателей, т. к., по их мнению, в нефтепродуктах содержалась высокая доля токсичных веществ и тяжелых металлов.

Правительство пока никак не отреагировало на запрос "зеленых". Оно и понятно – сейчас главное – ликвидировать или хотя бы минимизировать последствия аварии. В этом Испании активнее всего помогает Франция: в дополнение к уже работающему французскому судну-нефтесборщику в воскресенье должна прибыть подводная лодка-батискаф "Наутилус" для глубинного обследования танкера.

Вообще испанское руководство оказалось в сложной ситуации. Мало того, что рядом со страной плавает огромное нефтяное пятно, так еще и представители Американского бюро судоходства, выдавшего "Престижу" сертификат безопасности, заявили, что испанские власти могли избежать экологической катастрофы после аварии танкера "Престиж", если бы сразу после аварии отбуксировали судно в один из портов на побережье страны. Несмотря на протесты общественности, в этом случае катастрофа даже при самом худшем раскладе носила бы локальный характер и уж точно не затронула бы соседние государства. Ситуация осложняется еще и тем, что голландская компания "Смит интернэшнл", консультировавшая испанцев с самого начала бедствия также рекомендовала отбуксировать "Престиж" в порт и перекачать из него нефть. Из-за того, что власти пошли на поводу у общественности, Испания поставила себя в непростую дипломатическую ситуацию.

Выбор читателей