Герман Греф создает общество "Финансовые резервы"

По состоянию на октябрь на счетах бюджетополучателей в казначействе скопилось 115 млрд. рублей. Греф предложил все эти денежки попросту изъять, обеспечив таким незамысловатым образом наполнение финансового резерва

11 декабря Государственная дума примет федеральный бюджет на следующий год в четвертом (последнем) чтении. Базовые параметры, утвержденные еще 25 сентября при рассмотрении проекта бюджета в первом чтении, таковы: доходы – 2417,8 млрд. рублей, расходы – 2345,6 млрд.; соответственно, профицит – 72,2 млрд. рублей, или 0,55% ВВП. Исходя из заложенного в бюджете-2003 среднего курса доллара в 33,7 руб., профицит составит $2,14 млрд.

Напомним, что в расходную часть бюджета включаются только процентные платежи по обслуживанию госдолга, тогда как платежи по погашению основной суммы задолженности остаются за рамками бюджетной разблюдовки (хотя источники этих выплат прописаны в статье 2 Закона о бюджете). С учетом таких расходов российский бюджет получается никакой не профицитный. Между тем на 2003 год, как известно, приходится пик выплат по внешнему долгу – $17,3 млрд. (на $4 млрд. больше, чем в нынешнем году). Из них $6,5 млрд. (220 млрд. рублей) – процентные платежи, учтенные в бюджете. А вот чтобы рассчитаться по основному долгу, надо где-то наскрести $10,8 млрд., или, памятуя о запланированном "профиците", – $8,7 млрд. Где же? (Кстати говоря, сумма в долларах может оказаться и больше, поскольку европейская и американская валюты сейчас практически сравнялись, а в Минфине все расчеты делались исходя из курса евро к доллару 0,9375:1.)

Около 51 млрд. рублей правительство рассчитывает получить от продажи госимущества и 2,2 млрд. – земельных участков. Еще 20 млрд. должно составить сальдо госторговли драгоценными металлами и камнями; около 50 млрд. – нетто-заимствования на внутреннем рынке. Итого приблизительно 123 млрд. рублей, или $3,65 млрд. Есть еще планы занять $1,93 млрд. на внешнем рынке, но здесь настроения правительственных мужей – что-то типа "и хочется, и колется", да лучше как-нибудь обойтись. Итак, образуется "недостача" в $3,1 млрд. при условии новых внешних заимствований в предусмотренных объемах и $5,05 млрд. в противном случае (в рублях это 104,5-170 млрд.). Тут самое время вспомнить, что по первоначальным наметкам правительства в 2002 году должен был быть сформирован финансовый резерв в размере 197,4 млрд. рублей. Если бы сие произошло, то к концу следующего года и без обращения к зарубежным кредиторам в казне должно было бы остаться не менее 25 млрд. "лишних" рублей.

Поставленная кабинетом перед самим собой задача наращивания финансового резерва особо сложной не выглядела – ведь на 1 января с.г. он уже превышал 88 млрд. рублей. Источник пополнения резерва – текущий профицит бюджета, размер которого, как все мы знаем, определяется в первую очередь мировыми ценами на нефть. Вроде бы в течение всего этого года цены на нефть ниже расчетного для бюджета-2002 уровня $21,5 за баррель не опускались. Однако что-то у Минфина явно не сложилось, вследствие чего прогноз итогового размера профицита постоянно корректировался в сторону уменьшения. Сначала надеялись на 1,63% ВВП, затем снизили прогноз до 1,07% ВВП, или 117,0 млрд. рублей. По опубликованным в конце ноября уточненным данным за январь-сентябрь, за первые три квартала текущего года первичный профицит (т.е. без учета процентных расходов) равнялся 333,3 млрд. рублей, а профицит – 143,8 млрд., или 1,8% ВВП. В октябре, однако, прошли крупные выплаты по обслуживанию госдолга. В результате, согласно предварительным данным за январь-октябрь, профицит за этот период составил всего 77,5 млрд., или 0,9% ВВП. Но самым удивительным следует считать снижение нарастающим итогом за 10 месяцев показателя первичного профицита до 271,4 млрд. рублей. Объяснить такое можно только скачком непроцентных расходов. В то же время, если аритмия долговых выплат – фактор объективный, то неравномерность финансирования непроцентных расходов – исключительно на совести финансовых властей. Это хроническая болячка, которую давно обещали залечить, но, видать, недосуг.

К концу года в общем-то уже можно – хотя, конечно, это не вполне корректно – оценивать исполнение бюджета нарастающим итогом, просто сопоставляя процент реализации бюджетных назначений на год с тем, что получается от деления количества месяцев на 12. За 10 месяцев это уровень 83-84%. Смотрим: доходы за январь-октябрь как раз составили 84% от годового плана, а вот непроцентные расходы – 86,1%. "Лишние" 2-3% – это 35-53 млрд. рублей. Можно, по всей видимости, говорить не только о неравномерности расходов, но также о перерасходе средств. При этом выясняется, что по всем основным разделам бюджетной классификации финансирование шло практически в рамках плановых назначений: разброс здесь от 83% до 87%, что абсолютно нормально. Но зато потрачено 105,8% годовых ассигнований (256 млрд. рублей) по статье "другие расходы"; перерасход – порядка 55 млрд. рублей, т.е. те самые "искомые" 3% от всей суммы непроцентных расходов на год. Куда пошли деньги – пусть Счетная палата разбирается. Однако в такой ситуации первичный профицит бюджета-2002 почти наверняка окажется существенно меньше 368,6 млрд. рублей по плану.

В отличие от непроцентных расходов, платежи по обслуживанию госдолга составили за январь-октябрь лишь 77,1% от бюджетных назначений на год. Значительная часть процентных расходов приходится на конец года, что делает прогнозы итогового профицита бюджета совсем неутешительными. Последняя оценка Минфина – 0,53% ВВП. Иначе говоря, профицит не превысит 60 млрд. рублей. При этом напомним, что в том числе из этих средств производится погашение основной суммы госдолга. За счет чего же формировать финансовый резерв?

Размер такого резерва снизился в первом полугодии до 49,1 млрд. рублей, в третьем квартале увеличился на 27 млрд., а затем еще на 20 млрд. рублей. По всей видимости, примерно на этой отметке – 96 млрд. рублей – он сохранится до конца года, т.е. нетто-прирост за год составит всего порядка 8 млрд. рублей. Откуда же возьмется еще 101 млрд. рублей? – ведь Минфин по-прежнему божится, что выйдет на плановые показатели.

Возможности такие есть, но они сегодня не связаны с бюджетной экономией или, например, с повышением собираемости налогов. Прежде всего, это реализация пакетов акций компаний "Славнефть" (74,95%) и "ЛУКОЙЛ" (5,99%). Аукцион по продаже российской доли "Славнефти" должен был состояться 18 декабря при стартовой цене в $1,7 млрд. Однако, согласно последним заявлениям главы Счетной палаты Сергея Степашина, ведомство которого сейчас заканчивает предпродажную оценку компании, аукцион может быть перенесен на январь. Причем, по мнению Степашина, за выставляемый на торги пакет можно выручить $2,5 млрд. Что касается акций "ЛУКОЙЛа", то не далее как 4 декабря правительство разместило их на Лондонской бирже, получив $775 миллионов.

Существует, однако, еще один способ пополнить финансовые закрома, к тому же без особых хлопот. Сей способ озвучил не так давно Герман Греф. Дело в том, что финансирование расходов бюджета и их кассовое исполнение – это, как говорят в Одессе, "две большие разницы". Между формальным выделением денег и реальным их использованием всегда существует временной лаг, причем зачастую немаленький. Это еще одна хроническая болячка, связанная как с нерасторопностью финансистов (будь то в Минфине или ведомствах-получателях бюджетных средств), так и с бюрократической громоздкостью процедур оформления, авансирования и оплаты заказов, выполняемых на бюджетные деньги. По состоянию на октябрь на счетах бюджетополучателей в казначействе скопилось 115 млрд. рублей, которые они не успели израсходовать. Подчеркнем – далеко не всегда по своей вине. Так вот, Греф предложил все эти денежки у "нерадивых" бюджетополучателей попросту изъять, обеспечив таким незамысловатым образом наполнение финансового резерва.

Между тем решить финансовые проблемы – и не разово, а "всерьез и надолго" – в принципе возможно. Но только не за счет мелкого жульничества, а путем радикального пересмотра бюджетной политики, включая тотальную ревизию государственных расходов. По мнению многих экспертов, расходы федерального бюджета вполне реально сократить на 20-30% – речь, стало быть, идет о суммах порядка $15-20 млрд. Можно было бы не на словах, а на деле уменьшить фискальную нагрузку на экономику и пустить финансовый кислород в регионы. Однако бюджет у нас составляется так же, как раньше составлялись пятилетние планы, – от достигнутого. И бюджет на следующий год в этом смысле не исключение.

Выбор читателей