По столицам проедутся тяжелые финны

Финская группа "Amorphis" оправдывает свое "бесформенное" название: в их музыке находится место всему – от финских народных мелодий и "семидесятнического" прогрессив-рока до doom- и готик-металла

Финская группа Amorphis стала известна фэнам тяжелой музыки во всем мире задолго до того, как Финляндия стала одной из ведущих "металлических" держав. Сейчас, когда интерес к финскому "металлу" возрос до небывалых пределов, а количество финских коллективов растет из года в год, причем каждый третий заслуживает пристального внимания, Amorphis не только не затерялся в потоке новых имен, но и до сих пор остается одним из наиболее интересных творцов в дум-готик-металлической культуре.

Название коллектива произошло от греческого слова "amorphous", что означает "бесформенный, не имеющий очертаний". Такое название было взято не случайно – еще в самом начале своей карьеры музыканты решили не ограничивать себя никакими стилистическими рамками. А началось всё в 1990 году, когда гитарист Еса Холопайнен (Esa Holopainen) и ударник Ян Рехбергер (Jan Rechberger) решили собрать группу и принялись за поиски коллег. Очень быстро они нашли вокалиста-гитариста Томи Койвусаари (Tomi Koivusaari) и басиста Олли-Пека Лайне (Olli-Pekka Laine). В этом составе Amorphis записали свое первое демо "Disment of Soul". На демо-ленту обратил внимание американский лейбл "Relapse Records" и предложил группе контракт.

В 1992 году на "Relapse Records" вышел дебютный альбом "The Karelian Isthmus", названный так в честь исторического поля брани в Финляндии. (К слову сказать, участники Amorphis в своем творчестве уделяют немало места истории и легендам своей родины.) "The Karelian Isthmus" представляет собой атмосферный death metal с элементами дум-готик звучания, печальным вокалом и инфернальными синтезаторными партиями. В то время на фоне большинства прямолинейно рычащих дэт- и doom-коллективов эта пластинка стала в некотором смысле революционной и изменила у многих более известных на тот момент английских и американских групп взгляд на упомянутые стили. На волне интереса к дебюту финнов их фирма выпустила ранние demo-tapes под названием "Privilege of Evil".

В 1994 году вышел один из самых удачных альбомов Amorphis – "Tales From The Thousand Lakes". Тексты для всех песен были взяты из "Калевалы". Музыкальные аранжировки стали еще более насыщенными, а традиционный для дэта growling зазвучал на стыке с чистым вокалом. Постановочный видеоклип на вещь "Black Winter Day" был признан большинством критиков лучшим дэт-металлическим клипом в истории жанра. Группа активно гастролировала по Европе, а в конце 1994 года впервые пересекла океан и оказалась на североамериканских просторах. В состав группы был принят новый клавишник – Ким Рантала (Kim Rantala).

В 1996 году в музыке Amorphis происходят существенные изменения. На новом альбоме "Elegy" появляется новый вокалист Паси Коскинен (Pasi Koskinen), чей "чистый" вокал соседствует с рыком Томи. Место за барабанной установкой занял новый драммер – Пекка Касари (Pekka Kasari). Одиннадцать песен с "Elegy" были еще более новаторскими и зачастую уходящими от традиционного металлического саунда. Некоторые "ортодоксальные" фэны восприняли такой поворот в штыки, но расширение творческого диапазона увеличило ряды поклонников Amorphis. Лирика альбома на этот раз была взята из книги "Кантелетар", содержащей около 700 поэм и сказаний, некоторым из которых более тысячи лет.

В 1997 году выходит миньон "My Kantele", содержащий помимо акустической версии заглавной композиции еще четыре эпика. Во второй половине года Amorphis активно гастролировали по Финляндии и Германии, включая аншлаговое выступление на фестивале Wacken Open Air. Затем практически два года про группу ничего не было слышно. Поговаривали даже, что Amorphis распался, но на самом деле музыканты активно трудились в студии с новым продюсером Саймоном Эффеми. В группе сменился клавишник – на место Кима Рантала, который принял решение уйти, пришел Сантери Каллио (Santeri Kallio) из "Kyyria".

В 1999 году на свет появился очередной шедевр – альбом "Tuonela" (ударение на последний слог). Кроме композиции "Greed" тут мало что напоминает death metal, но от этого альбом не стал менее мелодичным и насыщенным интересными музыкальными идеями, чем предыдущий. Во многом это произошло благодаря голосу Паси.

Последней студийной работой группы на сегодняшний день является альбом "Am Universum", который продолжает творческие поиски финских экспериментаторов со звуком. В коллектив вернулся барабанщик Ян Рехбергер (Jan Rechberger), с которым были записаны ранние альбомы. Новая концертная программа в поддержку этого диска уже была представлена восторженной европейской и американской публике. Настал и наш черед насладиться живым исполнением творений уникального финского секстета. Не упустите шанс – ведь ждать следующего визита Amorphis в Россию, быть может, придется не один год.

13 декабря – Санкт-Петербург, ЛДМ (при участии группы "10 тонн").
14 декабря – Москва, ДК им. Горбунова (при участии группы "Catharsis").
Организатор концертов – компания Roxx Music.

Выбор читателей