Охотники за головами

Культ человеческой головы существовал у народов Индии, Юго-Восточной Азии, Индонезии, Новой Гвинеи, Филиппин, характерен для Африки и Южной Америки, практиковался у кельтов

"А вот это – изюминка моей коллекции", – Стас указал на полку, где среди всевозможных деревянных статуэток, маленького чучела крокодила и морских раковин преспокойно стояла... человеческая голова – коричневая, сморщенная, размером с кулак взрослого мужчины. Губы головы кривились в жуткой усмешке, редкие желтоватые волосы висели спутанными прядями... "Эт-то что? Настоящая?!" – заикаясь, спросил я. "Самая что ни на есть настоящая! – гордо ответил Стас. – Голова белого человека. И я даже, возможно, знаю, чья именно..."

Конечно, я, как и многие другие, в детстве с увлечением читал рассказы Джека Лондона, написанные им под впечатлением о путешествиях по южным морям и посвященные нравам и обычаям аборигенов – охотников за головами. Но едва ли мог представить, что когда-нибудь воочию увижу засушенную человеческую голову – да не в каком-нибудь музее, а в квартире советского дипломата. Будучи на одном из островов Тихого океана, Стас то ли купил, то ли выменял этот жуткий сувенир у вождя тамошнего племени. И хотя сам я ни при каких обстоятельствах не стал бы держать дома такую штуку, истории охотников за головами всегда будоражили мое воображение.

Культ человеческой головы существовал у народов Индии, Юго-Восточной Азии, Индонезии, Новой Гвинеи, Филиппин, характерен для Африки, Южной Америки, практиковался и у древних кельтов.

Начнем, пожалуй, с островных жителей. Вот, например, что говорится об обычаях обитателей острова Борнео, известных под общим именем даяков. Даяки являются охотниками за головами. По старинным описаниям путешествий известно, что даяки северного Борнео приносили в жертву богам человеческую голову. Отрезанные головы врагов в деревнях даяков считают драгоценным достоянием, называют их нежными именами и помещают в особом доме, где посреди таких трофеев проходят военные совещания. В течение нескольких месяцев вся деревня оказывает "свежей" голове особое внимание. Голове говорят, что она принята в племени, которое перебило ее соплеменников, и оттого ее дух должен находиться также в деревне. Голову "кормят", "угощают" сигарами – всё это совершенно серьезно. В некоторых домах человеческие головы складируются целыми корзинами, и семейство гордится их обилием. Сушеные головы сын наследует от отца и считает их драгоценным достоянием.

На Новой Гвинее охота за головами устраивалась в двух случаях: когда в доме устанавливали череп предка и когда юноша собирался вступить в брак. На Суматре юноша перед женитьбой должен был принести отрубленную человеческую голову. Новозеландские аборигены сохраняли себе на память покрытый татуировками "моко мокай" – череп любимого человека – и ставили его на видное место в доме.

Но культ человеческой головы существовал не только у туземцев южных морей. Так, Посидоний, путешествовавший по Галлии во II в. до н.э., встречал местных "охотников за головами": "Когда они покидали поле боя, с шей их коней свешивались головы побежденных врагов; по возвращении домой они их прибивали над входом в жилище". Кельты верили, что мистическая сила, заключенная в человеческой голове, продолжала и после смерти побежденного служить победителю. Черепа врагов или их бальзамированные головы украшали храмы, выставлялись как трофеи ветеранов или хранились в сундуках. Обычно головы самых выдающихся врагов кельты бальзамировали кедровым маслом. Историки Диодор и Страбон упоминают также об обычае кельтов оправлять черепа врагов в золото и делать из них сосуды для питья.

Кстати, подобный обычай существовал с древнейших времен у множества других народов: именно так поступили печенеги с русским князем Святославом, о чем рассказывает "Повесть временных лет": "В год 972, когда наступила весна, отправился Святослав к порогам. И напал на него Куря, князь печенежский, и убили Святослава и взяли голову его, и сделали чашу из черепа, оковав его, и пили из него". А несколько раньше, в начале IX в., когда болгары-кочевники разгромили войско византийцев, болгарский вождь Крум сделал себе чашу из черепа императора Никифора I. В 1510 г. войско основателя государства кочевых узбеков Шейбани-хана было разбито войском первого сефевидского шаха Исмаила I. Шейбани-хану отрубили голову. С нее была снята кожа, набита соломой и послана турецкому султану Баязиду II, его союзнику. Череп же шах приказал оправить в золото и употреблял его как кубок для вина на своих пирах. Сведения об использовании черепной коробки в качестве сосуда сохранились в фольклоре монголов. У ламаистов в качестве священного предмета используется чаша, называемая "габала". Она выпиливается из человеческого черепа и отделывается серебром или золотом. Габала используется при совершении тантристских обрядов. Использование черепа было распространено и в новое время. Например, горские евреи считали, что питье воды из черепа самоубийцы или нюхание порошка из плесени, найденной в человеческом черепе, является сильным средством, выгоняющем из тела больных мучающих их духов.

Ученые склоняются к мнению, что культ головы основан на вере в квазиматериальную субстанцию души, наполняющую тело человека и главным образом сосредоточенную в голове. По поверью, эта субстанция составляет основу жизни. Забрать голову врага означало получить с ней и его жизнь.

Кроме того, у некоторых народов голова считалась вместилищем половой, возбуждающей силы. Так, в дионисийском и родственных с ним культах бог умерший и его голова, как его воплощение, почитались "как мужское начало подземной растительной мощи и нового возврата из сени смертной на лицо земли". В общем, как пишет ученый С.В.Дмитриев, "можно сказать, что культ головы и, как следствие, охота за головами, является одним из проявлений общего мировоззренческого комплекса, свойственного человеку, существующему в рамках определенной культурной традиции".

Выбор читателей