Дагестанский маршрут террористов Бараева

Сколько точно находилось боевиков в здании на Дубровке и вокруг него? Как Бараеву удалось переправить оружие, взрывчатку и артиллерийские снаряды в Москву? И, наконец, каким образом террористы оказалась в Москве?

Ровно 45 дней назад ранним утром группы спецназа ФСБ России одновременно вошли в фойе и зал театрального центра на Дубровке, начав операцию по ликвидации террористов Бараева. Перестрелка в зале была скоротечной – боевики, открывшие огонь по спецназу со сцены, были моментально уничтожены. Еще раньше эта же участь постигла женщин-смертниц, сидевших по периметру зала. Сам Бараев и один из его подчиненных заперлись в подсобке, получили ранения и были добиты осколками ручной гранаты. Труп Бараева опознали, осветив лицо карманным фонариком.

Итог операции известен – сотни спасенных и 129 погибших заложников, уничтоженная банда Мовсара Бараева. Но вопросы остаются. Сколько точно находилось боевиков внутри здания на Дубровке и вокруг него? Как удалось переправить оружие, боеприпасы, взрывчатку и артиллерийские снаряды в Москву? И, наконец, каким образом террористы оказалась в Москве?

Сразу оговорюсь, получить информацию на этот счет в силовых структурах не просто сложно, а очень сложно. Во-первых, расследование продолжается и, разумеется, утечка каких-либо данных не приветствуется. Во-вторых, следователям и оперативникам известно пока не всё. Официальное обнародование подробностей подготовки теракта на Дубровке еще впереди.

"Yтру", основываясь на информации из собственных источников, удалось отследить маршрут части террористов, которые хотели "поставить на уши" всю Россию. Как известно, списки террористов и данные об их количестве, обнародованные ФСБ, Генпрокуратурой и МВД России, различны. Это можно списать на традиционную российскую обособленность различных ведомств либо на столь же традиционную российскую небрежность. Остановимся на главном. При осмотре тел уничтоженных в театральном комплексе террористов у большинства (18-ти человек) были обнаружены новые паспорта граждан России. Еще девять террористов имели старые советские паспорта. Несколько бараевцев хранили при себе справки и временные удостоверения, выданные в различных отделах милиции Чечни. У некоторых боевиков никаких документов вообще не было. При этом можно отметить еще одну деталь – часть боевиков пользовалась паспортами на другие фамилии, не поддельными, а самыми что ни на есть настоящими. Это к вопросу о пособниках боевиков в рядах чеченской милиции. Например, Мовсар Бараев разгуливал по Москве, имея паспорт на имя 24-летнего Шамильхажи Ахматханова, жителя райцентра Ножай-Юрт, выданный 19 сентября прошлого года в ОВД Грозненского (сельского) района. Но большинство смертниц, облачившихся в чадры и прикрепивших "пояса шахидов", пользовались паспортами настоящими.

Наконец, у десяти террористов (это цифра еще нуждается в уточнении) в карманах были обнаружены автобусные билеты. Подавляющее большинство бандитов переправлялось в Москву через Дагестан. На маршрутных такси и автобусах террористы и террористки через Грозный следовали в Гудермес и далее в сторону Дагестана, пересекая административную границу в районе Герзельского моста, минуя пост милиции в селении Герзель-Аул. Боевики направлялись в Хасавюрт, где на автобусной станции их уже ожидали координаторы. Это – наиболее короткий путь в Хасавюрт. Однако некоторые участники банды Бараева могли попасть туда через город Кизляр – опять же, без проблем минуя все пикеты и посты. Милицию винить не стоит – ну не написано на лице у человека: "Я бандит и иду вас убивать". Хотя, например, с Мовсаром Бараевым не все понятно – его портреты расклеены в отделах милиции Чечни, Дагестана и других регионов России. Однако имели ли в МВД России и спецслужбах настоящую фотографию Мовсара Бараева? Вопрос не праздный, ведь за неделю до захвата заложников в Москве командование федеральных сил в лице одного из полковников – заместителя командующего – отрапортовало о ликвидации Бараева. Кстати, изображения с лицами полевых командиров, разыскиваемых в России и Чечне, которые вывешиваются на всеобщее обозрение, крайне низкого качества. На ...цатой по счету ксерокопии видны лишь глаза да борода, всё остальное – сплошной темный порошок. Какие уж тут особые приметы...

Проходя проверку на постах чечено-дагестанской границы, боевики не имели оружия, предъявляли российские и советские паспорта и беспрепятственно пересекали все кордоны. Удивляться нечему – чрезвычайного положения в Чечне и прилегающих к ней районах не объявлялось, ограничений на передвижения не существует (временные акции типа "Стоп-колеса" не в счет), а значит, бараевцы, как "законопослушные" граждане, воспользовались правом свободного перемещения.

В банду Бараева входили не только чеченцы и жители республики. Среди уничтоженных в театре на Дубровке террористов были 38-летний житель Карачаево-Черкесии, 25-летняя студентка из Кабардино-Балкарии, 28-летний чеченец, натурализовавшийся в Нальчике, получив там паспорт. Кроме того, судя по документам, в банде было как минимум четыре жителя Хасавюртовского района Дагестана – чеченцы-аккинцы.

Отправление по маршруту "Хасавюрт – Москва" можно проследить по корешкам билетов. Бараевцы знали, что этими рейсами пользуются в основном женщины-челноки, которые едут закупать товар в Москву. Как правило, в одном автобусе в столицу России следуют водитель, его сменщик и два-три пассажира-мужчины. Остальные – женщины. Смертницы, группами по три-четыре человека, отправлялись в столицу под присмотром одного из боевиков – это 34 часа езды с остановками в пути. Сначала в Москву прибыла основная часть мужчин. Затем подтянулись женщины: 22-летняя Зура Бициева из Самашек; 29-летняя Айсет Гишлуркаева из Ачхой-Мартана; 24-летняя Мадина Дугаева, которая училась на актрису в Чеченском госуниверситете, приехала с оказией из Грозного. 25-летний Ибрагим Мусаев добирался из Шали. 19-летний Ахмет Ахметов прибыл из Ведено. Постепенно собирались все. Группы террористов действовали автономно. Перед отправкой связные Басаева, планировавшего и координировавшего операцию, сообщили о месте сбора в Москве. Некоторые из боевиков пометили прямо на билетах: "Сбор 21.10.02 в 17.00 Лужники". Каждый день именно там дежурила в условный час встречающая террористов вахта. Почему Лужники? А туда приходят автобусы с челноками со всей России.

...16 октября 2002 года в кассе хасавюртовского автовокзала стояла обычная очередь. Сначала в окошко протянул деньги хорошо одетый 48-летний Леча Тагиров, следом за ним билеты приобрели сестры – 26-летняя Коку и 28-летняя Айман Хаджиевы. Очередь двигалась споро, и вскоре заветный квиток оказался в руках ассистентки кафедры истории Чеченского университета 25-летней Секилат Алиевой.

Трудно было заподозрить в этих людях, их манере поведения и общения злой умысел. Между тем все они входили в банду Бараева. Вечером 17 октября группа в составе сестер Хаджиевых и Алиевой под присмотром Лечи Тагирова выехала в Москву, куда прибыла 19 октября. Через четыре дня они гоняли перепуганных женщин и детей по зрительному залу, минировали комнаты и подвалы, с интересом наблюдали, как заложники справляют нужду в оркестровой яме.

19 октября по этому же маршруту отправились односельчане из поселка Нурадилово Хасавюртовского района – 21-летний Муслим Адилсултанов и 21-летний Арсен Байхагов. Компанию им составили 25-летний кандидат в мастера спорта по боксу Турпал Хамзатов и 26-летняя Зарета Байракова из Грозного. 21 октября в Лужниках они получили задачу перед захватом здания на Дубровке.

Как минимум еще трое террористов – мужчина и две женщины – ехали в Москву из Махачкалы. Как правило, автобусы из Махачкалы и Хасавюрта отправляются в столицу России в 18:00. Дорога занимает 36 часов. На территории Дагестана автобусы минуют 7 постов милиции. Затем их проверяют в Калмыкии и далее по всей России. На пути в Москву автобусы с террористами Бараева проехали через 50 (!) милицейских постов.

Были ли шансы выявить боевиков перед отправкой в Москву или на протяжении маршрута? Практически ни одного, только случайно. В Хасавюрте вещи всех, выезжающих в столицу России, тщательно досматривают. Документы спрашивают, но менее строго – главное, чтобы у пассажира был российский паспорт. Уточним, что бараевцы приобретали билеты по 900 руб. из Махачкалы и по 1100 руб. из Хасавюрта.

Оружие и камуфлированную форму боевики получили непосредственно перед захватом здания. В армейских деревянных ящиках находились патроны, гранаты, автоматы, гранатометы. Такие самодельные гранаты изготовляются в Чечне. По одной из версий, 152-мм гаубичные снаряды, из которых террористы изготовили несколько фугасов, были переправлены из Чечни в газовых баллонах на грузовиках. Но пока нет ответа, каким образом Бараев получил большую партию оружия прямо в Москве. Как нет ответа и на другой вопрос: перекрыт ли для потенциальных террористов "дагестанский маршрут"? Или для них по-прежнему остается проще пареной репы, имея российский паспорт, купить билет на автобус и покатить взрывать Москву?

Выбор читателей