Бунтовщика не стали ссылать в Сибирь

В указе президента ничего не сказано о назначении Трошева в Сибирский военный округ, как первоначально намечалось; следовательно, генерала просто увольняют из армии, проще говоря – выпихивают в политику

Вчера Владимир Путин подписал указ, которым освободил Геннадия Трошева от должности командующего войсками Северо-Кавказского военного округа (СКВО). Таким образом, в течение суток верховная власть дала оценку несдержанности боевого генерала, посмевшего публично высказать недовольство в отношении своего непосредственного начальника – министра обороны, а по большому счету – недовольство верховным главнокомандующим страны.

Напомним, что конфликтная ситуация возникла ближе к вечеру во вторник, когда во время интервью в Махачкале командующий СКВО выразил несогласие с принятым в отношении него кадровым решением. В частности, генерал Трошев заявил о своем отказе сменить Северо-Кавказский военный округ на Сибирский в рамках т.н. кадровой ротации, тем более что ее срок еще не подоспел. При этом он подчеркнул, что занимает нынешнюю должность третий год и за это время к округу и к нему как к командующему "претензий нет". "Дело министра обороны – решать, но я от этого предложения отказался", – заявил Трошев. Риторические вопросы генерала "кому это надо?" и "для чего это делается в такой неподходящий момент?" не могли не задеть военное ведомство конкретно и власть в целом. Во вчерашнем указе президент говорит, что "считает недопустимым публичное обсуждение принятых руководством Вооруженных Сил решений". Немногим ранее в том же духе заявления Трошева прокомментировали почти все российские политики, причем с разных политических флангов. Начальник пресс-службы Минобороны РФ полковник Николай Дерябин: "Военачальники не должны выносить на всенародное обсуждение вопросы кадровой политики высшего военного руководства"; заместитель министра обороны генерал-полковник Николай Панков: "Руководство Министерства обороны не допустит разрушения жесткой системы подчинения военнослужащих своим начальникам. Это ненормальное поведение, тем более для начальника такого уровня"; помощник президента РФ Сергей Ястржембский: "Армия должна быть вне политики. ... Ни приказы, ни предложения министра обороны действующие генералы публично обсуждать не должны"; спикер Госдумы Геннадий Селезнев: "Когда такой вопрос решается через прессу – кого куда назначать, это значит, что не все в порядке у нас с воинской дисциплиной даже в высших эшелонах"; депутат Сергей Юшенков: "На мой взгляд, это вызов устоям государства". Соблазн поспорить с властью через "раскрутку" скандала с Трошевым уступил место опасениям за лояльность генералитета даже в глазах традиционно либеральных политиков, любящих обсуждать кризис в ВС (Юшенков, Арбатов).

Трошев действительно повел себя необычно, но надо быть справедливым: он не первый, кто так себя ведет. Генералы Лебедь и Рохлин точно так же в определенные моменты своей военной карьеры публично оспаривали приказы вышестоящих чинов, причем первый делал это в ситуации, сильно напоминающей теперешнюю ситуацию с Трошевым: боевого генерала отлучали от "горячей точки".

Эта аналогия неизбежно приводит к другому выводу – о причинах произошедшего. Бог с ними, с тактическими соображениями Минобороны, тасующего генералов в соответствии со своими собственными планами: компетенция военных в таких вопросах – категория действительно не обсуждаемая. Другое дело – действия Трошева, безусловно понимавшего, во что он ввязывается. Геннадий Трошев по праву считается не только успешным боевым военачальником, но, пожалуй, действительно одним из немногих российских командиров высшего звена, хорошо представляющих, что можно и чего нельзя делать в Чечне. Есть все основания считать, что бравый 56-летний генерал, изъявивший желание остаться в должности командующего СКВО до всечеченского референдума по конституции республики (т.е. до весны следующего года), хочет стать в один ряд с Лебедем и Шамановым, сменив мундир на штатскую одежду политика. Депутат Алексей Арбатов, говоря о Трошеве, полагает, что в дальнейшем тот будет принимать участие в выборах губернатора в одном из субъектов РФ: "Трошев – личность популярная, и во многих регионах страны ему обеспечена поддержка широких слоев избирателей".

Станет ли таким регионом Чечня, где в конце следующего года могут состояться президентские выборы? Весьма заманчиво считать претендентом на президентство именно Трошева, однако спешить с такими выводами не стоит. В качестве кандидата, да еще в таком регионе, самостоятельно генерал состояться не сможет. То, что чеченцы в принципе не против того, чтобы президентом стал русский Трошев, а не выдвиженец какого-либо тейпа, которого все сразу станут подозревать в перетягивании на себя одеяла, логично. Однако что по этому поводу думают в Москве? Явись завтра Трошев в образе полноценного кандидата в президенты – значит, скандал с его отставкой – филигранно выполненная многоходовка Кремля. Примечательно, что в указе президента ничего не сказано о назначении Трошева в Сибирский военный округ, как первоначально намечалось; следовательно, генерала просто увольняют из армии, проще говоря – выпихивают в политику.

Но скорее всего, всё много проще: уставший воевать Трошев сам хочет реализовать себя в политике. И делать это он будет (если будет) не в Чечне.

Выбор читателей