Реальная альтернатива Саддаму

По сведениям компетентных иорданских источников, в настоящее время Верховный совет Исламской революции Ирака (ВСИРИ) проводит последние приготовления к участию в свержении багдадского режима

Заветная мечта лидера Исламской революции имама Хомейни заключалась в распространении выдвинутых им идей по всему мусульманскому миру. Однако больше всего он желал их победы на родине шиитского вероучения, колыбелью которого являются священные города Южного Ирака. В их стенах Хомейни провел 14 лет своей жизни, там же в глубоком подполье тысячи его фанатичных сторонников боролись с безбожным тираном. Имам называл их "пятой колонной" революции. Ее победоносное шествие, как говорил Хомейни, начнется именно из Ирака.

По прошествии более двух десятилетий мечты аятоллы впервые обретают реальные очертания. По крайне мере, к этому стремятся архитекторы секретного плана под кодовым названием "Верблюжье сражение". Нарекли его так в память о столкновении основоположника шиизма имама Али со своими политическими противниками. Оно произошло близ южно-иракского города Басра в конце 659 года и закончилось блестящей победой легендарного Али. Теперь его последователи надеются повторить успех полуторатысячелетней давности.

Секретный план аятолл

По сведениям компетентных иорданских источников, в настоящее время Верховный совет Исламской революции Ирака (ВСИРИ) проводит последние приготовления к участию в свержении багдадского режима.

На начальном этапе кампании руководство этой организации планирует развернуть диверсионно-подрывные операции во всех южных районах Ирака. С этой целью будет задействовано местное шиитское подполье. Его задача заключается в нанесении ударов по важнейшим коммуникациям, армейским и партийно-государственным объектам. Особое внимание уделяется отслеживанию и нейтрализации сотрудников структур безопасности. Таким образом, Верховный совет планирует парализовать действия военных подразделений в данном регионе и внести панику в ряды сторонников багдадского режима.

По прогнозам лидеров ВСИРИ, после нанесения массированных ракетных и авиа-ударов американцы перейдут к наземной операции. Согласно сценарию, появление подразделений США на территории противника будет означать начало решающей стадии в кампании против Саддама Хусейна. К тому моменту руководство Верховного совета намерено спровоцировать всеобщее восстание шиитского населения на юге страны. С целью оказания ему военной поддержки планируется задействовать вооруженные формирования ВСИРИ (корпус "Аль-Бадр"), дислоцированные на территории Ирана. Они пересекут иракскую границу по направлению к городам Басра и аль-Амара (первый расположен в юго-восточной оконечности страны, второй – к северу от него). Одновременно к активным действиям перейдут боевики "Аль-Бадр", заранее заброшенные в глубь иракской территории (окрестности городов Эн-Насирия, Эн-Неджеф и Кербела).

Главная задача вооруженных формирований ВСИРИ заключается в ликвидации партийно-государственных институтов на юге Ирака и занятии крупных населенных пунктов до прибытия туда американцев. Именно подразделения "Аль-Бадр" станут ударной силой шиитского восстания и возьмут на себя его общее руководство.

После свержения Хусейна сторонникам ВСИРИ предписывается, сохраняя связь со своими командирами (они, в свою очередь, будут направляться иранским руководством организации), раствориться среди городского и сельского шиитского населения. Вступать в стычки с американцами строго воспрещается. С этого момента южно-иракская инфраструктура Верховного совета будет поделена на политическое и военное звенья. Представители первого из них должны принять самое активное участие в поствоенном обустройстве данного региона. Их задача – занять ключевые позиции во всех сферах общественно-политической жизни. В этом им окажут содействие влиятельные духовные деятели шиитской общины.

Между тем боевики военных и диверсионно-подрывных групп перейдут на нелегальное положение. Часть из них останется в населенных пунктах, а остальные разместятся на заранее оборудованных базах в пустынной местности. В том случае, если дальнейшая политика США начнет угрожать стратегическим интересам Ирана или ВСИРИ, эта инфрастуктура будет задействована вновь.

Как отмечают иорданские источники, особую роль в разработке и реализации данного плана играет специальный аппарат Верховного совета "Аль-Амн аль-Амм", возглавляемый Абдул-Азизом аль-Хакимом (брат лидера ВСИРИ). Известно также, что он действует в тесном контакте с руководством Министерства разведки и безопасности Ирана. Значительную помощь Верховному совету в военной и технической области оказывает "Корпус стражей Исламской революции" (КСИР) Ирана. Особенно это касается входящих в его состав Сил специального назначения "Куат аль-Кудс".

"Пятая колонна" революции

Подготовка вышеописанного плана была бы невозможной без широкой поддержки Тегерана и кропотливой предварительной работы самого Верховного совета исламской революции Ирака. Она длится уже почти два десятилетия и охватывает практически все южные районы страны. Не менее активно ВСИРИ добивается международной поддержки, а также распространяет свое влияние на многочисленную диаспору иракских шиитов на Ближнем Востоке, в Западной Европе, Африке и Америке.

Официально данная организация появилась на свет в 1982 году, однако ее предыстория неразрывно связана с жизнью шиитской общины Ирака в XX столетии. Основатель ВСИРИ аятолла Мохаммад Бакир аль-Хаким является отпрыском знаменитого клана шиитских духовных деятелей. Его отец Мухсен аль-Хаким считался религиозным лидером всего Южного Ирака в период 1955-70 гг. Он же являлся вдохновителем и идеологом первой организации шиитских фундаменталистов в этой стране – "Партии исламского призыва".

Из досье Мохаммада Бакира аль-Хакима:
Уроженец города Эн-Неджеф. 1939 года рождения. Окончил духовную академию своего отца аятоллы Мухсена аль-Хакима. Со второй половины 50-х принимал активное участие в антиправительственной деятельности шиитского религиозно-политического движения. Являлся одним из основателей ПИП. Впервые был арестован иракскими спецслужбами в 1972 г. После подавления шиитского восстания в начале 1977-го вторично подвергся задержанию. Чрезвычайный суд государственной безопасности приговорил его к пожизненному заключению. Однако за решеткой он провел всего два с половиной года. В обоих случаях Бакир аль-Хаким выходил на свободу благодаря вмешательству ряда мусульманских стран и массовым волнениям шиитского населения, вызванным его арестом.
С усилением репрессий против духовенства в 1980 г., в ходе которых были арестованы и казнены многие родственники Бакира, он бежал в Иран. Там его взяли под свое покровительство лидеры Исламской республики, в частности сам имам Хомейни и первый командующий КСИР Мухсен Рафикдуст. Они планировали воспользоваться авторитетом и связями аль-Хакима для организации шиитского восстания на юге Ирака. Некоторые офицеры иранской разведки уже тогда называли его будущим хозяином Багдада. С финансовой, технической и военной помощью Тегерана в 1982 г. был создан Верховный совет исламской революции Ирака. С тех пор его бессменным лидером является Мохаммад Бакир аль-Хаким.

Ядро военно-политического аппарата ВСИРИ составили активисты неджефского отделения ПИП, бежавшие вслед за своим предводителем в Иран. С первых же дней существования организации в ее недрах был создан тщательно законспирированный разведывательный отдел. Он занимался созданием подпольных ячеек ВСИРИ по всему Южному Ираку, операциями против представителей власти и внутриполитических противников. К ним в первую очередь относились сторонники ПИП, рассматривавшие ВСИРИ как основного конкурента за влияние на иракских шиитов. В конечном итоге, благодаря поддержке иранских спецслужб и репрессиям Саддама Хусейна против ПИП, Верховному совету удалось занять лидирующее положение в шиитском оппозиционном движении. Важную роль в этом сыграла агитационная работа, развернутая членами ВСИРИ среди миллионной общины своих бывших соотечественников, обосновавшихся в Иране. Не меньшее внимание уделялось аль-Хакимом пропаганде идей Исламской революции в диаспорах иракских шиитов в арабских и европейских странах. Вместе с тем, глава ВСИРИ изначально стремился заручиться поддержкой лидеров других влиятельных группировок, выступающих против багдадского режима. В первую очередь это касалось деятелей курдской, туркменской и ассирийской оппозиции. Задача по установлению связей с ними была возложена на Бакира Абдул-Азиза, возглавившего разведотдел организации. В первой половине 90-х он наладил тесные отношения с предводителем Патриотического союза Курдистана (ПСК) Джалялем Талабани. В конце 90-х была достигнута договоренность о сотрудничестве и с Демократической партией Курдистана (ДПК) Масуда Баразани. С их помощью ВСИРИ основал свои военные базы на севере Ирака. Оттуда ведется постоянный сбор развединформации, а также осуществляются диверсионно-подрывные акции против иракских армейских подразделений и сотрудников спецслужб.

Важное место в военно-административном аппарате ВСИРИ занимает боевое крыло, получившее название "Аль-Бадр" ("Полумесяц"). Оно отличается жесткой дисциплиной, высоким уровнем технического оснащения и хорошей военной подготовкой. Многие солдаты и офицеры "Аль-Бадр" имеют богатый боевой опыт, приобретенный в ходе диверсионных операций и столкновений с иракской армией.

Значительная часть личного состава вооруженных формирований ВСИРИ в прошлом находилась на службе в ВС Ирака. Некоторые офицеры "Аль-Бадр" в 70-х годах окончили специальные курсы Минобороны СССР и владеют русским языком. Кроме того, весь рядовой и командный состав прошел боевую подготовку в тренировочных лагерях КСИР в Иране и Ливане.

Наиболее активное участие в боях против багдадского режима подразделения "Аль-Бадр" приняли во время ирако-иранской войны и народного восстания 1991 г. на юге Ирака. В последнем случае на территорию противника была переброшена пятитысячная группировка войск ВСИРИ, среди которых находились и военные инструктора КСИР.

До середины 80-х вооруженные силы "Аль-Бадр" были построены в виде одной армейской бригады. К концу ирако-иранской войны их численность возросла до дивизии. После подавления восстания 1991 г. в ряды "Аль-Бадр" вступили тысячи новых рекрутов из числа шиитов, бежавших из Ирака. Дивизия была преобразована в корпус. В настоящее время, по данным различных источников, в рядах "Аль-Бадар" состоят от 15 до 20 тысяч человек. Они разделены по различным родам войск: пехотным, бронетанковым, артиллерийским и противовоздушным. Привилегированное положение в составе "Аль-Бадр" занимает спецподразделение коммандос.

На оперативном уровне вооруженные силы ВСИРИ кроме иранского КСИР взаимодействуют с формированиями ДПК, ПСК и организацией "Хезболла". В свою очередь, разведотдел Верховного совета "Аль-Амн аль-Амм" осуществляет связи с аналогичными структурами курдских оппозиционных организаций, "Хезболлы" и некоторых шиитских группировок Пакистана. Контакты с разведкой ВСИРИ поддерживают спецслужбы Кувейта и Великобритании.

Международную деятельность Верховного совета проводит внешнеполитический отдел. Особый статус в его иерархии имеет Ибраим аль-Хамуди, ответственный за подготовку наиболее важных переговоров и визитов аль-Хакима. Основными партнерами ВСИРИ на международной арене являются Кувейт, Ливан и Великобритания. Контакты с Верховным советом поддерживают также внешнеполитические ведомства Иордании, Сирии, Турции, ОАЭ, Йемена, Франции и Голландии. Как правило, подобные связи осуществляются через отделения ВСИРИ в Северном Ираке, Сирии (отвечает также за работу в Ливане), Австрии (отвечает за работу в Германии), а также во Франции, Голландии, Швеции, Норвегии, Финляндии, Канаде и Австралии. Женевское представительство курирует сотрудничество с международными правозащитными, гуманитарными и культурными организациями.

Особая роль в международной активности ВСИРИ отводится лондонскому представительству, которым руководит давний соратник аль-Хакима Хамид аль-Байати. В его обязанности входит проведение информационно-пропагандистской работы по всей Западной Европе. Он поддерживает личные отношения с владельцами и редакторами ведущих европейских изданий на английском, немецком, французском и арабском языках. Кроме того, аль-Байати занимается распространением учебно-агитационной литературы среди выходцев с Ближнего Востока, в частности, из Ирака. Он также сотрудничает со многими научно-исследовательскими центрами Великобритании и Франции. Вместе с тем, наиболее конфиденциальные и значимые контакты с политическими кругами Западной Европы осуществляет исключительно глава лондонского отделения. Он же курирует оказание финансовой и юридической помощи обосновавшимся там иракским беженцам.

Таким образом, вся военно-политическая структура ВСИРИ рассчитана на то, чтобы в перспективе подменить собой административно-управленческий аппарат партии БААС. В качестве образца используется опыт Хомейнистского движения Ирана, в конце 70-х пришедшего на смену монархии.

Именно ради достижения этой цели был разработан упоминавшийся план "Верблюжье сражение". Однако он представляет собой лишь один из этапов более широкомасштабного замысла. Неотъемлемой его частью является деятельность ВСИРИ по укреплению своего положения в рядах антисаддамовской оппозиции. В качестве стратегического союзника Верховного совета выступают курдские организации, также тесно связанные с Тегераном. ВСИРИ стремится принять активное участие в свержении багдадского режима, чтобы затем взять на себя роль одного из главных игроков внутрииракской политики. Параллельно аль-Хаким попытается использовать действия США в собственных интересах. Прежде всего это выражается в его поддержке устремлений Белого дома по установлению в Ираке парламентской демократии. Таким образом, лидер ВСИРИ рассчитывает благодаря шиитскому большинству законным путем добиться власти (пример соседней Турции для него более чем обнадеживающий). Для этого аль-Хаким на начальном этапе намерен всячески поддерживать курдское национальное движение, чтобы заручиться его симпатиями.

В том случае, если Вашингтон попытается воспрепятствовать осуществлению этого сценария, руководители ВСИРИ готовы применить богатый опыт своих ливанских единоверцев – тем в 80-е годы удалось в кратчайшие сроки добиться вывода миротворческих сил США, Франции и Великобритании путем проведения серии кровавых терактов.

Как бы ни развивались дальнейшие события, аятолла Бакир аль-Хаким с каждым днем все больше верит в свою особую историческую миссию – воплотить в жизнь заветные мечты Великого имама Хомейни.

Выбор читателей