Америка выставляет краденое

Следы похищенных в Европе во время Второй мировой войны произведений искусства в очередной раз обнаружились за океаном

Следы похищенных в Европе во время Второй мировой войны произведений искусства в очередной раз обнаружились за океаном. В Соединенных Штатах разгорается скандал с внезапно выплывшим на свет Божий шедевром кисти Пабло Пикассо – "Женщина в белом" ("Femme en blanc"). Все началось с того, что студент калифорнийского университета в Беркли Томас Беннингсон получил от Art Loss Register – крупнейшего мирового агентства по поиску предметов искусства, пропавших в годы Второй Мировой, – известие о том, что принадлежавшая его бабушке картина Пикассо выставляется на продажу... в Лос-Анджелесе. Ее владелица, Мэрилин Эльсдорф, так и не сумев продать картину, вновь забрала ее к себе, в Чикаго. Беннингсон немедленно обратился в суд, который в соответствии с законом о рассмотрении претензий к национальным музеям и частным галереям по поводу украденных нацистами предметов искусства, принял это дело к рассмотрению.

"Женщина в белом" была написана Пикассо в 1922 году. Как стало известно, покойный супруг Мэрилин Эльсдорф приобрел ее в нью-йоркской Stephen Hahn Gallery в 1975 году за 357 тыс. долларов. Продавцом выступал пожелавший остаться неизвестным французский посредник, скрывший, что картина была украдена. Расследование, проведенное детективами Art Loss Register, выявило весь путь "Женщины в белом". Бабушка Томаса Беннингсона – легальная владелица картины, – бежала из Парижа накануне прихода туда немецких войск. Перед этим она отослала полотно на хранение известному торговцу предметами искусства Таннхаузеру (J.K.Thannhauser). Однако нацисты конфисковали все находящиеся у него картины, о чем он сообщил в письме семье Беннингсона уже в 1958 году. Бежавшая из Франции владелица картины умерла в 1994 году, так и не прояснив ее судьбу.

На предварительной стадии разбирательства судья принял решения перевезти картину из Чикаго в Лос-Анджелес и оставить ее там вплоть до момента, когда будет вынесено решение по этому делу. Однако адвокатам ответчицы удалось договориться с истцом о сохранении status quo – картина пока останется в Чикаго.

Хуже всего то, что похищенные нацистами предметы культуры могут сыскаться во многих музеях и галереях США. Одним из таких очагов культуры является вашингтонская Национальная галерея искусств. Здесь под подозрение попали почти 86 полотен великих европейских авторов, включая Мане, Матисса, Рубенса и Пикассо, а также несколько скульптур и графических набросков мастеров Средневековья. Недавно проведенный внутренний аудит обнаружил лакуны в истории этих полотен в период с 1933 по 1945 годы – аккурат во времена нацистских бесчинств. По заявлению самого директора Национальной галереи Брайана Кеннеди, его и другие музеи США почти наверняка являются владельцами нескольких произведений искусства, похищенных нацистами в Европе у частных лиц, преимущественно евреев. По некоторым оценкам, почти пятая часть всеевропейской коллекции графики, живописи и скульптуры была так или иначе украдена нацистами.

Выбор читателей