Мечты старьевщика, или Триумф блюзмена

Последний альбом Марка Нофлера полностью соответствует однажды сформулированному им самим арт-блюзовому стандарту. Но в данном случае стабильность является признаком хорошего тона

Mark Knopfler – "The Ragpicker’s Dream" (2002)
Уже какую подряд пластинку Марк Нофлер выпускает вновь под собственным именем, и не совсем понятно, зачем: все фирменные черты Dire Straits в них присутствуют в большей или меньшей степени. Вот и "The Ragpicker’s Dream" прекрасно вписывается в рамки стиля, заданного последним альбомом под маркой DS "On Every Street". Разве что крен в кантри, наметившийся в 1991-м, еще более возрос; да былой гитарный драйв все чаще уступает место медитативным полутонам. Маракасы, рояль, гитара, чуть подкрашенная электричеством ("A Place Where We Used To Live"), – э, да так старина Нофлер скоро своими колыбельными начнет отбивать хлеб у Криса Ри... Нет, здесь, конечно, нашлось место и классическим "стрейтсовским" риффам ("You Don’t Know You Born"), и задумчивому деревенскому блюзу с губной гармошкой ("Fare Thee Well Northumberland"), и "городскому кантри" ("Marbletown")... И ведь менее двух лет минуло со времени нофлеровского "Полета в Филадельфию" – вроде бы, радоваться надо такой творческой активности, но... сказать попросту, Нофлер наконец-то честно принялся цитировать сам себя. Телефон Элвиса тренькает прямо откуда-то из глубин "Why Aye Man", приятельски машут руками влюбленные Ромео и Джульетта ("Devil Baby"). Впрочем, этой пластинкой Нофлер вряд ли стремился кого-либо удивить или активно расширить собственную аудиторию: по большому счету, его имя уже давно стало синонимом отдельного арт-блюзового стандарта. Он делает музыку, соответствующую нынешнему состоянию его души, и большинству его поклонников – тех, кто с ним еще с 1978 года, – по большому счету не так уже и важно, какие песни он поет сегодня и кто ему в этом помогает...
(****)


Les Fleur de Lys – "Reflections 1965-69"
Несмотря на якобы французское название, Les Fleur de Lys были достаточно яркими представителями первой волны британских underground guitar bands – с основой на господствующий тогда биг-бит. Образовалась группа осенью 64-го в Саутгемптоне, с течением времени из хаотического нагромождения гитар начали то там то сям выкристаллизовываться элементы доисторического прогрессива (вперемежку с "классическим" помп-роком). Начиная со второй половины пластинки (представляющей, как водится, выделенную в обособленный энциклопедический том ретроспективу творчества ансамбля) темы становятся богаче и разнообразнее, чего, впрочем, не скажешь о звуке: стерео большинства треков упорно стремится выглядеть простой монофонической записью. Состав участников часто менялся, но, подобно многим британским группам середины 60-х, Les Fleur de Lys стала своеобразным "трамплином" сразу для нескольких талантливых (прославившихся впоследствии) музыкантов: клавишник Pete Sears в итоге осел в Jefferson Starship, гитарист Phil Sawyer одно время играл в Spencer Davis Group, но, безусловно, наибольшей известности из "засветившихся" в Les Fleur de Lys добился позднее басист Gordon Haskell, работавший в группе с 1965 по 1968-й: он был принят в King Crimson... Несмотря на кажущуюся простоту изложения, эта нафталиновая подборка даже сегодня доставляет удовольствие; музыка совершенно не "грузит", а временами в ней проскальзывают тонкие, едва уловимые переходы от простого битловства к глубокой пурпурности...
(***)


Китти Льюис – "Светозар и Прасковья" (2002)
Десятилетие существования "Китти Льюис" группа отметила альбомом, претендующим на концептуальность. Все песни, по замыслу создателей, так или иначе рассказывают о перипетиях судьбы главных героев повествования – Светозара и Прасковьи: такая вот очередная отечественная мини-рок-опера... Если же отвлечься от сюжетной линии и сосредоточить внимание только на звуках, льющихся из колонок, опять-таки, обнаружится повод понервничать Вячеславу Петкуну или Роберту Ленцу: невесть откуда выросшие конкуренты на пятки наступают, ексель-моксель! И это при том, что музыкальная геополитика группы на сегодняшний день простирается от совершенно крематориевского гитарно-скрипичного беспредела ("Мне говорили, что ты умерла") и неоновой романтики мегаполисов ("Слушайте музыку первого марта", "Одуванчики нового лета") до русской "world-music" а-ля "Иван Купала" со вкраплениями плюх-шлеп-рэпа ("Вдоль да по реченьке") и почти кинороманса ("Озеро"). Сами же музыканты "Китти Льюис" в попытке классифицировать свое нынешнее творчество предпочитают дипломатично именовать его "синтезом электронной и камерной музыки": ненавязчивые гитары, мягкие, обволакивающие духовые и струнные в орнаментах пульсирующей электроники и разноформатных секвенсоров, лирический тенор и женский альт, плюс чуть-чуть модного нынче лаунжа... Итоговое впечатление после часового путешествия по сказаниям и стилям – в позитив: полку новых городских романтиков прибыло. Если бы местами не по-гребенщиковски абстрактные тексты, оценка была бы выше. Подробности – тут.
(***+)

Выбор читателей