Разговор по душам с покойным императором

Однажды мне предложили принять участие в спиритическом сеансе – как и полагается, за круглым столом и с верчением тарелки. Я согласился. Но из затеи ничего путного не вышло: ни один дух на наш зов не явился

Люди вертят блюдце
Что-то шепчут тихо
С добрыми глазами
За круглым столом
(Петр Мамонов. Спиритизм)

На сеансе вызова духа Петра I я присутствовал лично. Общаться с умершим самодержцем через медиума, коей была молодая миловидная девушка, помогал очень популярный несколько лет назад колдун Юрий Лонго. Столы на том сеансе не вертели. Лонго просто зажег свечи, облачился в белый балахон с цепями, усадил медиума на стул... После каких-то заклинаний, пассов и тому подобных магических действий он ввел девушку в транс. "Кто ты?" – спросил колдун, находящуюся, как мне показалось, в полуобморочном состоянии девицу. "Император Всероссийский", – был ответ. У "императора" было испрошено разрешение задавать вопросы, и он милостиво позволил. Присутствующие в основном спрашивали, жалеет ли царь, что насаждал табакокурение на Руси (дело было в редакции одной из газет, и о табаке готовился тематический номер). Ответы Петра мне показались какими-то невнятными и надуманными. И лишь тогда, когда кто-то из нас спросил, как у императора складывались отношения с женщинами, Петр Алексеевич с царской прямотой отрезал: "Не твое собачье дело!". Всего сеанс продолжался не больше пятнадцати минут. Потом девушка вышла из транса, и на этом все закончилось. Честно говоря, этот опыт общения с мертвыми на меня не произвел ни малейшего впечатления; более того, я и сейчас убежден, что все было подстроено, причем как-то по-дилетантски, неубедительно.

Прошло несколько лет, и вот однажды мне предложили принять участие в спиритическом сеансе – как и полагается, за круглым столом и с верчением тарелки. Я согласился. Но опять-таки из затеи ничего путного не вышло: никаких духов вызвать не удалось, никто на наш зов не явился, правда, слегка дрожал стол и погасла одна свеча. Но свечу мог задуть и легкий сквознячок из щелей, а дрожание стола я объяснил тем, что рядом с домом, где собирались спириты, проходила железная дорога. В общем, в возможность общения с духами с помощью спиритизма и медиумов я разуверился окончательно и больше ни на какие посиделки не ходил, хотя меня усиленно зазывали разные мистически настроенные товарищи. Кстати, как я понял, в последнее время мода на верчение столов и тарелок возрождается.

А началось все давно. Еще жрецы Древнего Египта совершали действа по вызову духов умерших. В Древней Греции духов вызывали почти в любом храме – при условии получения приличных подношений жрецами; в Риме тоже проводились спиритические сеансы, однако здесь они не были столь популярны. С распространением христианства вызывать духов стало опасно: за это можно было и на костер угодить. Поэтому возрождение промысла медиумов совпадает с концом Средневековья. Но непосредственно спиритизм, то есть "столоверчение" в том виде, каким мы его знаем сегодня, появился в середине XIX века – во время глубокого кризиса церковного христианства, опиравшегося на догмы, чуждые рациональному мышлению, и казавшегося беспомощным перед научным прогрессом и последовавшим за этим распространением атеизма.

В марте 1848 года начался отсчет истории современного спиритизма. В семье американского фермера Фокса, жившего в небольшом городке Рочестер, стали происходить странные явления: в темноте кто-то невидимый передвигал мебель; в доме слышались таинственные постукивания. Когда члены семьи (отец, мать и три дочери) садились вокруг стола и клали на него руки, тот приходил в движение и начинал издавать странные звуки. С помощью разработанного "кода", напоминающего тюремную азбуку, члены семьи решили вступить в связь с загадочным невидимым существом. Посредством некоторого числа условных ударов, значащих "да" или "нет" или означающих буквы азбуки, они получили ответы на задаваемые вопросы. Оказалось, что их начал беспокоить "дух" когда-то убитого в этом доме разносчика. По городу быстро разнеслась молва, что благодаря способностям дочек Фокса служить посредниками (медиумами) появилась возможность общения между живыми людьми и душами умерших... Вскоре медиумы стали появляться по всей Америке, а затем спиритизм (от латинского "spiritus" – дух, душа) постепенно распространился и в Европе. На протяжении нескольких лет кружащиеся и говорящие столы были в большой моде. Увлечение спиритизмом не прошло мимо даже всемирно известных ученых. Среди них оказались ботаник и зоолог Альфред Уоллес – тот самый, который одновременно с Дарвином выдвинул теорию изменения видов путем естественного отбора, физик Уильям Крукс, открывший элемент таллий и изобретший радиометр, и многие другие. Вскоре были созданы специальные школы и институты по изучению спиритизма, обучающие будущих медиумов, которых по всему миру сегодня насчитывается более миллиона.

В России спиритизм получил распространение в середине прошлого века в среде дворянства, буржуазии и мещанства. "Столоверчение" пользовалось покровительством царской семьи, с благословения которой стали выходить журналы "Спиритуалист", "Вестник оккультных наук", "Таинственное" и др. В статьях этих изданий делались попытки опровергнуть достижения науки и доказать возможность сверхчувственного познания потустороннего мира, общения с духами...

Особую популярность и уважение снискали медиумы, то есть люди, якобы наделенные способностью устанавливать контакт с духами умерших. Этой популярностью с успехом пользовались всевозможные мошенники. Самые известные среди них: англичанин мистер Монк, американки Евзапия Палладино и Мина Крендон. И у нас в обеих столицах действовали жулики, ничем не уступавшие своим западным "коллегам". Так, в начале 1910 года в Москве проводил спиритические сеансы варшавский медиум Полянский, взявший псевдоним Гор. Он на своих сеансах демонстрировал "руку покойника" – вызванный им дух "материализовался" и прикасался холодной мокрой конечностью к присутствующим. Все шло хорошо, но однажды некий господин Семенов неожиданно включил сильный карманный фонарь и направил его луч под стол. Изумленная публика увидела "материализованный"... мокрый сапог медиума Полянского. Циничный мошенник, гастролировавший в Санкт-Петербурге под псевдонимом Леонардо, демонстрировал "руку блаженного Августина". Когда очередной правдоискатель неожиданно включил фонарик, оказалось, что Леонардо незаметно разулся и, пользуясь неплохой гимнастической подготовкой, положил на стол свою босую ногу, которую призывал целовать как руку "блаженного".

Несмотря на эти разоблачения, увлечение спиритизмом не шло на спад. Наконец против спиритического безумия выступил Менделеев. Он предложил Физическому обществу при Петербургском университете составить специальную комиссию для рассмотрения медиумических явлений. "Пришло время, – писал Дмитрий Иванович, – обратить внимание на распространение занятий спиритическими явлениями в семейных кружках и среди некоторых ученых. Занятие столоверчением, разговоры с невидимыми существами при помощи стуков, вызовы человеческих фигур посредством "медиумов" грозят распространением мистицизма, могущего многих оторвать от здорового взгляда на предметы и усилить суеверие, потому что сложилась гипотеза о духах, которые будто бы производят упомянутые явления..." В комиссию были приглашены медиумы. Сеансы проводились в условиях, исключающих мистификацию. Для этого по проекту Менделеева был сооружен манометрический стол, точно регистрирующий каждое, даже самое слабое, давление на него рук участников сеанса. В результате Комиссия опубликовала заключение, которое заканчивалось следующим выводом: "Спиритические явления происходят от бессознательных движений или от сознательного обмана, а спиритическое учение (вера в духов) есть суеверие".

Осудила увлечение спиритизмом и церковь. Правда, она не отвергала это явление как таковое, поскольку в противном случае это означало бы отрицание существования души и загробного мира, однако считала его проявлением сатанизма. Знаменитый оптинский старец Нектарий видел в занятиях спиритизмом верную погибель души: "О, какая это пагубная, какая это ужасная вещь! Под прикрытием великого христианского учения и появляется на спиритических сеансах – незаметно для человека – он, сатана, сатанинскою лестью древнего змия, заводит его в такие ухабы, в такие дебри, из которых нет ни возможности, ни сил не только выйти самому, а даже распознать, что ты находишься в таковых. Он овладевает через это Богом проклятое деяние человеческим умом и сердцем настолько, что то, что кажется неповрежденному уму грехом, преступлением, то для человека, отравленного ядом спиритизма, кажется нормальным и естественным... Ведь стоит только поближе всмотреться во многих спиритов – прежде всего, на них лежит какой-то отпечаток, по которому так и явствует, что этот человек разговаривает со столами; потом у них появляется страшная гордыня и чисто сатанинская озлобленность на всех противоречащих им..."

Интересно, что одним из самых рьяных разоблачителей спиритизма был легендарный иллюзионист Гарри Гудини. Известно, что навязчивой целью Гудини было желание связаться с духом умершей матери, однако американские спириты, обещавшие ему такую встречу, на поверку оказывались мошенниками. Гудини интересовался тайными эзотерическими знаниями и собрал одну из богатейших в мире библиотек по магии (более 5200 томов). Перед смертью он завещал своей супруге проверить, сможет ли он сам лично передать весть с того света через спиритов. Согласно официальному признанию вдовы, после многочисленных неудачных попыток спиритов принять это сообщение, 8 февраля 1929 спирит Форд получил и пересказал контрольную фразу, загаданную Гудини: "Розабель, поверь".

Сегодня представители официальной науки говорят, что в помещении, где происходят спиритические сеансы, действительно наблюдаются зафиксированные приборами странные изменения энергетических и иных характеристик полей. Но подтвердить связь с душами умерших никто не может. Впрочем, некоторые ученые допускают возможность контакта с покойными. Согласно одной из гипотез, сознание умерших людей сохраняется в виде поля или какой-либо иной сущности надорганизменного уровня в тонком мире или, как его еще называют, глобальном информационном поле. Причем оно способно подключаться к сознанию живых людей. Эта идея, облаченная в научную форму, впервые была высказана московским ученым профессором В.В.Налимовым. Правда, насчет того, каков может быть механизм подобного подключения, никто из исследователей никаких гипотез пока не выдвигает.

Выбор читателей