В этом году за пивом пойдет самый богатый

В связи с повышением акцизов на алкогольную продукцию, в январе 2003 г. ожидается значительный рост розничных цен. В течение года ликероводочные изделия подорожают на 20%, а пиво - на 25%

С 1 января повышены акцизы на алкогольную продукцию, что, как водится, неминуемо аукнется значительным повышением на нее розничных цен. На 15% выросли ставки на ликероводочные изделия и этиловый спирт. По прогнозам специалистов Национальной алкогольной ассоциации, розничные цены на крепкие напитки в 2003 г. вырастут приблизительно на 15-20%. Но еще хуже придется любителям пива. Акциз на янтарный напиток, за последние несколько лет едва не опередивший по популярности саму водку, повышен на 25%. Очередная властная инициатива добавит проблем пивоваренной отрасли, и без того переживающей не лучшие времена.

Вот как прокомментировал ситуацию корреспонденту "Yтра" руководитель исполнительного секретариата Союза российских пивоваров Вячеслав Мамонтов: "Величина акциза автоматически включается в отпускную стоимость, и мы полагаем, что последняя увеличится приблизительно на 8-10 %. А поскольку есть определенная тенденция, заключающаяся в том, что любое увеличение по цепочке от производителя до розницы в качестве всевозможных накруток вырастает в гораздо большую сумму, по нашим оценкам, в течение года розничная стоимость пива может вырасти на 25 %. Помимо акцизов, свою роль в росте цен играют изменения тарифов естественных монополий и налогового законодательства. Все это вкладывается в стоимость продукции, а в конечном итоге ложится на потребителя и влияет на развитие отрасли в целом, которая в последнее время и без того переживает не лучшие времена.

Вообще ситуация складывается следующим образом: до 1996 г. отрасль практически была одной из отстающих в пищевой промышленности из-за того, что акциз составлял 40%. Это препятствовало развитию, потому что таким образом вымывались средства, которые можно было бы пустить на модернизацию оборудования. В 1996 г. мы добились сначала снижения акцизной ставки до 15%, потом акциз стали устанавливать в денежных единицах и индексировать ставку. В итоге с 1996 г. темпы развития стали стремительными. Прирост объема производства в 1999 г. составил 31%. А после начала складываться обратная ситуация: прирост производства стал падать: 2000 г. - 22,7%, 2001 - 15 %, 2002 - порядка 12%. На 2003 г. мы прогнозируем увеличения объема производства не более 9-10%.

Все это происходит по причине отсутствия продуманной политики поддержки отечественного товаропроизводителя. Единственная политика государства проходит в одном направлении - взять как можно больше денег с тех, кто развивается. При этом никто не задумывается о том, что подобными методами просто вымываются оборотные средства, необходимые для развития и реконструкции производства.

На сегодняшний день в отрасли есть порядка 30 предприятий, которые успели провести реконструкцию и обзавестись новым оборудованием. Ведущие позиции занимает компания "Балтика", за ней следует SunInterBrew, владеющая 8 предприятиями, затем ЗАО "Очаково" - они лидеры. Остальные 270 практически работают на изношенном оборудовании 25-40-летней давности, которое давно технически устарело и требует замены. Поскольку налоговая политика не дает возможности привлекать инвестиции, в прошлом году порядка 15 производств закрылись. Как правило, это были бюджетообразующие предприятия в малонаселенных пунктах, дающие рабочие места. В целом можно сказать, что негативные тенденции в отрасли в этом году сохранятся, более того, они будут накапливаться и ложится камнем на производство".

Читайте также

Выбор читателей