Региональные торговые сети наступают

Крупнейшая региональная сеть электробытовой техники "Эльдорадо" в январе открывает в Москве свой гипермакет. "Провинциалка" собирается демпинговать, "аборигены" пока затаились

В России, говоря об экспансии на чужие рынки, обычно имеют в виду выход в регионы крупных столичных компаний. Однако в области розничной торговли сегодня все происходит наоборот - сильные региональные торговые сети все чувствительней "дышат в спину" москвичам. Уже приобрела устойчивую популярность, особенно среди жителей спальных районов, продуктовая питерская "Пятерочка". А в январе в Москве планируется открытие гипермаркета крупнейшего в регионах продавца электробытовой техники компании "Эльдорадо". Это уже не первый ее магазин, перешагнувший МКАД, - начало было положено еще в декабре 2001 года. Однако сегодня "варяг" открыто заявляет об амбициозных планах отвоевать у "аборигенов" не менее 20% рынка. Как минимум 5% у него уже есть: эту долю принесла купленная в середине прошлого года сеть магазинов "Электронный мир".

Место для нового магазина площадью порядка 5 тыс. кв. м выбрано весьма своеобразное - "Горбушкин двор", широко известный своими ценами, доступными даже для весьма нетолстых кошельков. Впрочем, как раз с такими ценами и собирается конкурировать "Эльдорадо", дополняя их значительно более высоким уровнем сервиса.

На самом деле, этот магазин должен был открыться еще в начале ноября прошлого года, но что-то не заладилось. Официальная версия - затянувшееся согласование концепции нового корпуса "Горбушкиного двора" с городскими властями. Но есть и другая версия: появление сильного конкурента совсем не желательно для крупнейших столичных игроков данного сектора рынка, большая часть которого до сих пор была разделена между компаниями "М-видео", "МИР" и "Техносила".

Представители названных организаций всячески отрицают свою причастность к проволочкам с открытием гипермаркета. Они объясняют это тем, что "Эльдорадо" работает совсем в другом формате и является скорее конкурентом своих будущих соседей по "Двору", нежели "цивилизованных" магазинов, ориентированных на солидного денежного покупателя, верного однажды выбранной торговой точке.

Действительно, пришедшие на "Горбушку" "варяги" способны в корне изменить структуру рынка, снискавшего славу наиболее доступного по ценам, для самого широкого круга потребителей. Во всяком случае, нынешним "горбушечным" продавцам и их покупателям есть о чем задуматься.

Несмотря на то, что компания "Эльдорадо" работает в основном на отечественном рынке, она на 99,5 % принадлежит западному капиталу. Этим во многом и обуславливается агрессивная завоевательная политика "провинциалки". Подобно шведской IKEA и французскому продуктовому Aushan, она собирается откусывать свой кусок пирога при помощи демпинговых цен.

С другой стороны, использование демпинга в подобных случаях зачастую лишь способ "забить" для себя место на новом рынке и "выдавить" с него конкурентов. В отличие от мелких "горбушечников", "Эльдорадо" имеет гораздо более надежный тыл. Сеть насчитывает 316 магазинов, из них 280 находятся в России, 35 - на Украине и один в Польше. Как показывает практика, вместе с приходом нового уровня сервиса "покоренные" торговыми "китами" традиционно дешевые рынки со временем перестают являться таковыми.

И все же, пока еще московский рынок электроники позволяет достаточно безболезненно расширятся всем его участникам, не особо мешая друг другу. Но, учитывая, что весьма деятельные усилия по завоеванию столичного торгового пространства в последнее время активно прикладывают мощные западные сетевики, в том числе ориентированные на торговлю электротоварами и бытовой техникой, аналитики характеризуют ситуацию как "затишье перед бурей". В том, что ритейловые войны начнутся довольно скоро, уже трудно усомниться. Но, возможно, это случится даже гораздо раньше, чем можно было бы предположить.

Читайте также

Выбор читателей