Шалости "электората"

Статистика может быть "полезной" и "прикольной". Сегодня мы рассмотрим второй вариант – и узнаем много ни к чему не обязывающих, но забавных вещей

Неизвестно, насколько важно в тактическом или тем паче стратегическом смысле знать, сколько раз в день россияне пьют чай, как часто выключают свет в прихожей, какого цвета одежду предпочитают носить в дождливую погоду и с помощью скольких пальцев сморкаются. Наверное, важно. Наверное, когда-нибудь все эти данные проанализируют, произведут сложнейшие расчеты, выведут пугающие своей длиной, шириной и высотой индукции – и будет нам всем щастье.

Иные статистические данные, которые публикуются время от времени, интересны просто сами по себе. Вне зависимости от того, что собираются делать с ними специалисты.

Вот, к примеру, Северное независимое статистическое агентство периодически анкетирует жителей северных российских областей и получает совершенно удивительные результаты. Недавно был проведен опрос на предмет выяснения цвета глаз респондентов. И получилось, что 14% северян гордо сверкают карими глазами, у 3% наличествуют синие и голубые, а все прочие озирают мир сквозь зелень всех оттенков. Вот что, к примеру, написал 22-летний респондент в своей анкете: "У меня и у всех мужиков нашей деревни глаза валютного цвета – грязно-зеленые, как доллары".

Или вот тема: сотня самых часто употребляемых россиянами слов в конце двадцатого века (опрос снова затеяло Северное независимое статистическое агентство). Цитирую: "россияне, однозначно, ситуация под контролем, тефаль всегда думает о вас, критические дни, дирол, зачистка, Доренко, Лукашенко, Кириенко, менты, выборы, братва, налоги, Ленин жив, Ельцин болен, Грозный, доллар, задержка зарплаты, рынок, дурдом, фильтруй базар, кредиты МВФ, колбасно, Путин, Титаник, блендамет, гексаген, кризис, бандиты, боевики, беженцы, в одном флаконе, занять, бюллетень, Лужков, Примаков, деньги, долги, депутаты, Роял Конин, Яблоко, ЛДПР, КаПэРээФ, прокладки с крылышками, наливай, охренели, дураки, олигархи, патриоты, Зюганов, дорого, Жириновский, Березовский, грипп, импичмент, киллер, Югославия, НАТО, Клинтон, разворовали, козлы, повышение пенсии, масло Олейна, безопасный секс, иномарка, избирком, наркотики, подонки, 2000 год, Моника Левински, терроризм, конец света, цены, безработица, новогодние праздники, дубленки ночью дешевле". Пусть эти данные выглядят как анекдот, но клянусь (ибо доказать не могу), что они недалеки от истины. Нюхом чую!

А вот, например, как выпроваживают засидевшихся гостей жители северных областей России (источник все тот же). 21% респондентов прикидываются страдальцами и разыгрывает сценку типа "Ах, моя бедная голова (селезенка, кишечный тракт, любимая мозоль) не проходит уже четвертые сутки!"; 17% озабоченно поглядывают на часы и изображают приближение начала запланированной ранее бурной деятельности; 14% демонстративно засыпают; 9% зовут гостей прогуляться; 3% изощряются: пусть гость заскучает, может, тогда и сам свалит; а 2% просто просят уйти. При этом целых 32% стоически терпят изо всех последних сил, лишь бы не обидеть ненароком опротивевшего надоеду. Какие выводы из этого можно сделать? Да никаких. Ну какие выводы мы делаем из анекдотов? Просто сказка ложь, да в ней намек.

Как вам, к примеру, следующая сказочка? 69% жительниц северных областей России приговорили бы шекспировского Отелло к пожизненному заключению, 16% дали бы ревнивцу от 7 до 10 лет тюрьмы, 14% ограничились бы условным сроком, а 1% возопил бы о смертной казни. Не правда ли, поучительно? И куда только девается стереотип русской женщины, готовой простить злодея за красивые глаза...

Или: мужчины северных областей России в среднем матерятся на работе 47 раз, а дома – 8 раз. А женщины дома выражаются по матушке 1 раз, на работе – 3 раза. При этом 83% всех матерных выражений приходится на людей, занятых тяжелым физическим трудом, чаще всего – на грузчиков и плотников. Ну, господа, тут анекдот уже просто сам по себе напрашивается. Помните, с бородой такой длинной: сколачивает поп во дворе скамейку, а за забором детишки стоят. Поп по пальцу – бац и тут же: "Трамтарарам-там-там!". Детишки хихикают. Он им: "А вы чего, огольцы, пялитесь?!". А те: "Да вот, батюшка, ждали, пока вы себе молотком по пальцу попадете. Поспорили: к какой матушке молитву возносить будете". И впрямь: располагает работа плотницкая к выражениям...

Или вот такая притча. Картошка считается у нас чуть ли не национальным овощем. И, по слухам, пользуется популярностью. Дык, и пользуется же! Во всяком случае, на вопрос о том, какое блюдо россияне чаще всего едят дома, проведенный все тем же Северным независимым статистическим агентством, 571 человек из 3377 опрошенных назвали именно вареный картофель и еще 274 – жареный. Но не единой картошкой жив русский человек. 464 респондента заявили о прочих различных овощах, борщ чаще всего готовят 314 человек, жареную курицу – 295, пельмени – 237, макароны – 172, щи – 136, суп – 116, рыбу – 99, прочие за сотню не перевалили. Так что поговорка "Щи да каша – пища наша" малость устарела. Кашу, к примеру, чаще всего едят лишь 95 человек. А вот интересный момент: 38 человек в качестве своего основного продукта питания назвали чай, а 22 – кофе. Кроме того, имеется целый 1 человек, пищу которого составляют в основном оладьи. Логично, что россияне редко едят мясо: денег нет. В качестве наиболее часто употребляемого продукта мясо назвали только 88 человек, а котлеты, сосиски и тушенка идут в пищу еще реже (у 68, 46 и 27 человек соответственно).

В общем, не известно, что будут делать доценты с кандидатами со всеми этими данными, но и сами по себе они интересны, часто забавны и во многом поучительны. Согласитесь, знать о том, что думают по поводу пельменей твой сосед и миллионы других соседей, гораздо интереснее, чем пробираться сквозь дебри официальных рейтингов. Короче: у тебя какие глаза? Карие? А у него сиреневые. Вместе со всей деревней. Красотища!

Выбор читателей