Ирак уговаривают потянуть резину

Спецпредставитель России Александр Салтанов ведет в столице Ирака тяжелые переговоры. Вояж Салтанова одним Багдадом не ограничится – на очереди Иордания, Ливан, Египет. Однако главное предстоит сделать именно в Багдаде

27 января истекает официальный срок, отведенный на работу в Ираке международных инспекторов. До последнего дня серьезных оснований считать, что Багдад дурит мировое сообщество насчет своих разработок в области орудия массового уничтожения, не было. Вчера вечером CNN передало сообщение о том, что на складе в 150 км от Багдада были найдены пустые боеголовки для химических веществ, но эта находка еще нуждается в тщательной проверке специалистов.

Инспекторы ООН между тем всё чаще жалуются, что времени на работу им было дано мало и осмотреть всё они не успевают. В этих заявлениях без труда угадывается дальнейший сценарий событий – продление ООН мандата инспекции еще на какое-то время. Шаг этот диктуется не только объективными сомнениями и желанием выполнить работу до конца, но и позицией США, воинственная риторика которых становится все жестче (и наверняка ужесточится после вчерашней находки). Продление сроков инспекции может стать одним из возможных аргументов противников войны, средством умиротворения Вашингтона.

Но как на эту меру посмотрит Ирак, и без того поддавшийся уговорам на проведение инспекции с явной неохотой? Попытку убедить Багдад не делать поспешных шагов предпринимает в эти дни Москва. Специальный представитель России, замминистра иностранных дел Александр Салтанов ведет в столице Ирака тяжелые переговоры. Вояж Салтанова одним Багдадом не ограничится – на очереди Иордания, Ливан, Египет. Однако самое главное предстоит сделать именно в Багдаде.

Российская делегация решает по крайней мере два важных вопроса: настраивает иракское руководство на конструктивный лад в вопросах дальнейшего сотрудничества с ООН и обсуждает вопрос о пересмотре ранее принятого Багдадом решения об аннулировании нефтяного контракта с "ЛУКОЙЛом". Особенностью нынешнего момента становится то, что частный вопрос о соблюдении экономических интересов России становится определяющим для принципиального развития ситуации в регионе и в мире.

Известно, что в представительной российской делегации есть и люди из "ЛУКОЙЛа". Ирак отказывается иметь дело с компанией, обвиняя ее в нарушении договоренностей и сотрудничестве в ущерб интересам Ирака с США. Багдад заявляет, что не возражает против замены "ЛУКОЙЛа" на другую российскую нефтяную компанию, готовую разрабатывать месторождение "Западная Курна-2", однако Москва против такого подхода. Она считает, что решение об аннулировании контракта должно быть отменено. Говорят, что это мнение Путин довел лично до Хусейна. Возобновление контракта в условиях, когда Вашингтон фактически гарантировал соблюдение российских экономических интересов при любом развитии событий в регионе, стало бы беспроигрышным шагом.

Обращает на себе внимание тот факт, что после некоторого затишья, наступившего вслед за скандальным разрывом контракта с "ЛУКОЙЛом", официальная Москва вновь настроилась на вполне лояльную Ираку пропагандистскую волну. Уже заявлено, что Россия удовлетворена уровнем сегодняшнего сотрудничества Багдада с инспекторами ООН; что она обеспокоена растущим давлением США на инспекторов; и что она ни при каких обстоятельствах не пошлет в район Персидского залива корабли (ранее сообщалось, что Россия намерена проводить в Индийском океане широкомасштабные военно-морские учения). В преддверии окончательного вердикта ООН по иракской проблеме российское руководство старается сделать максимум для предотвращения войны или хотя бы для того, чтобы интересы нашего государства не пострадали даже в случае ее начала.

Выбор читателей