Где лучше с горочки спуститься

Если вы решили встать на горные лыжи, быстренько найдите инструктора. И, дай Бог, он поможет вам понять, что лучшего удовольствия люди еще не придумали

Из диалога в Пушкинском музее:
– Мне в самом деле больше всех работ Пикассо нравится "Девочка на шаре".
Я не виновата, что это шедевр.


Когда выяснилось, что новый президент катается на горных лыжах, отвечать на вопрос о хобби стало невозможно. Честный ответ "горные лыжи" вызывал неадекватную реакцию – "конечно, ведь это модно". Поверьте, кататься на горных лыжах интересно не потому, что мода такая. Тем, кто ни разу не испытывал этого удовольствия, советую пробовать. Хотя не всё получится сразу, но результат – при внимательном подходе, конечно, – превзойдет все ваши ожидания.

Кстати, другая крайность в оценке прелестей горнолыжного спорта появилась немного раньше Путина – вместе со стремительным развитием сноубординга. Молодежь активно бросилась осваивать более доступные по технике катания "доски" и двинула в массы слоган: "На лыжах уже неинтересно. Все на сноуборд!".

Хочется развеять и этот миф. Сноуборд проще освоить, и, в принципе, уже к концу сезона вы можете вовсю рассекать по трассам средней сложности. Горные лыжи требуют более трепетного к себе отношения. В течение нескольких лет вы не избавитесь от ощущения "чайниковости" (если только вы не гений спорта), но потом они станут естественным продолжением вашего тела (чего никогда не случится с доской, в силу неестественности расположения ног на ней) и воздадут за все падения и страхи периода обучения.

Кроме того, чаша весов "горные лыжи или сноуборд" откровенно склоняется в сторону лыж для тех, кому не улыбается перспектива постоянно сидеть на холодном снегу. Уж что-что, а стоять на лыжах любой "чайник" сможет сразу.

С чего начать

Если вы твердо знаете, что вас привлекают только лыжи, на первых порах особенно думать не стоит. Надо на них вставать. Разумеется, под чьим-то руководством. В свое время масса моих друзей обучилась кататься исключительно методом собственного опыта проб и ошибок. Но не могу сказать, чтобы кто-то из них катался хорошо. Нет, они прекрасно держатся на лыжах, однако с техникой у них не все в порядке. Дело в том, что в самом начале обучения закладываются основные навыки технически правильного катания, и здесь очень важно наличие грамотного инструктора.

Можно договориться о бесплатном "надзоре" со стороны уже катающихся друзей – надо искать тех, кто чувствует себя на лыжах свободно и при этом согласится все время возиться с "чайником". Таких немного, но, отыскав подобного альтруиста, вы при должном прилежании скоро сможете аккуратно поворачивать на склоне.

К сожалению, уверенные лыжники, как правило, уже не помнят, как чувствует себя на склоне начинающий, и вряд ли обучат вас правильной технике. Зато они охотно привезут вас на любимый склон и подскажут, где лучше осваивать первые повороты. Для тех, у кого таких товарищей нет, подскажу: осваивать их можно практически везде, где есть снег и небольшой уклон. Первые движения – переступания, прыжки, развороты шагом и навыки падения – не требуют серьезного склона. Главное на этом этапе – привыкнуть к тому, что движение ногой, затянутой в горнолыжный ботинок, сразу передается лыже. Заниматься этим можно даже около дома – наверняка рядом есть горка, где малыши катаются на санках. После такой подготовки вы, по крайней мере, не будете путаться в лыжах и сможете немного ими управлять.

Разумеется, такое "самостоятельное" плавание возможно при условии, что у вас уже есть необходимое снаряжение. Стоит ли покупать свои лыжи до начала обучения – вопрос спорный (продать их потом будет намного труднее). Если есть возможность взять лыжи у кого-то из знакомых – возьмите попробовать, лишним не будет. Но их снаряжение может оказаться неудобным для вас и не соответствующим требованиям начального периода катания. Поэтому самое простое, что можно порекомендовать, это профессиональный прокат и профессиональных инструкторов на специально подготовленных склонах. Инструкторы и работники проката помогут подобрать лыжи, соответствующие вашим запросам. Единого правила подбора снаряжения, к сожалению, не существует. Моделей лыж – масса, все они так или иначе подходят для катания (не ехать вниз по склону лыжа не может по определению). Обращайтесь к тем, кто постоянно работает с начинающими, – они представляют себе те трудности, с которыми вы столкнетесь на склоне. Прокат лыж стоит от 300 рублей (полный комплект) в день до примерно 300 рублей в час.

Тут-то и сказывается мода на горные лыжи – теперь этот вид спорта очень дорог, потому что популярен. Лет двадцать назад люди собирались компаниями, выбирали подходящий склон, ставили доморощенный бугельный подъемник, который постоянно слетал с направляющих роликов, наслаждались бесплатным катанием и учились как подсказывала интуиция. Зато теперь за деньги вы можете получить удобный подъем в кресле, классные лыжи и инструктора, готового ради вас почти на все (в пределах оплаченного времени).

Где начать

В Москве и Подмосковье горнолыжная инфраструктура развита очень хорошо. Как показал объезд окрестностей, разнообразные горки с бугельными подъемниками всякого качества и количества существуют практически на каждом шагу ( перечень склонов Москвы и Подмосковья). Поэтому стоит уточнить у знакомых, нет ли трассы рядом с вашим домом: сие немало способствует регулярности практических занятий спортом. Самые известные в Москве склоны – в Крылатском, на Воробьевых горах и рядом с метро "Нагорная". Везде есть инструкторы и прокат.

На Воробьевых горах, где, по преданиям, начинались горные лыжи в Советском Союзе, до сих пор поддерживается этакая "старая" атмосфера прежних горнолыжных спортивных клубов. Там очень не любят сноубордистов и не пускают их на подъемник, что по-своему приятно. Подъемник представляет собой движущийся трос, за который нужно зацепиться специальной конструкцией из стального крючка, веревки (или брезентового ремня) и палки для сидения. Это – бугель в его первозданном, так сказать, виде.

Лирическое отступление: вообще бугелем называется подъемник, "волокущий" лыжника по склону вверх. Ноги при этом двигаются по земле. В Москве можно встретить три разновидности бугеля. Две из них – закрепленный на тросу бугель, который вытягивается, когда на него "садятся", и втягивается, возвращаясь обратно. "Швабра" – бугель в виде перевернутой буквы Т, на нем удобней ехать вдвоем, по человеку на каждое "плечо". Название отражает внешний вид старых бугелей, где перекладина для сиденья была деревянной и прямой, напоминая швабру (помните советские деревянные швабры, которыми уборщицы мыли коридоры учреждений?). Нынешние подъемники скорее напоминают якорь, и теперь название "швабра" постепенно переходит к другим бугелям – представляющим собой большую алюминиевую палку с тарелкой на конце. Вы садитесь, засовывая ее между ног. Этот вид подъемника – только для одного человека. На Воробьевых же горах – самая простая конструкция, когда вы возите бугель с собой, доставая его на время подъема. Деревянная палка для сидения – между ног, крючок накидывается на трос, защемляя его, – и поехали.

Кстати, самое страшное в бугельном подъеме – начать движение. Вы никуда не двигаетесь, и вдруг какая-то сила пытается сдвинуть все ваши сколько ни есть килограммов. Дергает с разной силой, в зависимости от подъемника. Но, в любом случае, до момента рывка проходит некоторое время (от 2-3 до примерно 30 секунд), и удержаться будет проще, если вы начнете двигаться вперед самостоятельно, отталкиваясь лыжами.

Стоимость часа катания на берегу Москвы-реки – 30 рублей со своим бугелем, 40 – с прокатом бугеля. Наверное, это самое демократичное горнолыжное место в Москве. Тихо, народу мало, особенно в будни. Одна беда – за склоном почти не следят. Льда, в общем, нет, но снег бывает вытерт до земли. Кстати, с этого года там работает искусственно сделанный склон и двухкресельный подъемник (30 рублей подъем). Но на моей памяти там никто не катался. Искусственный склон узок и неудобен, а платить 30 рублей за катание на подъемнике – удовольствие сомнительное. Думаю, что новый подъемник выполняет скорее функции обозревательные.

Самое рекламируемое место катания в Москве – склон в Крылатском, рядом с Рублевским шоссе. Но, с моей точки зрения, кататься в Крылатском – хуже нет. Хорошие инструкторы, хороший прокат и местечко, где можно потренироваться на самых первых порах обучения (пока ходишь по склону "пешком"), – только это здесь и хорошо. На основных склонах (три с половиной штуки, два подъемника) трасса выскребается сноубордистами и лыжниками до голого льда. В частности, мои потрепанные канты Крылатского не выдерживают ни при каком раскладе. Зато можно посмотреть на пируэты мастеров-инструкторов, обкатывающих очередную новинку в снаряжении.

Подъемник в Крылатском – уникален. Я, по крайней мере, такого нигде не видела. Подниматься следует на руках, держась за бугель "шваберного" типа, но меньшего размера. У женщин быстро устают руки. Кроме того, очень резкий рывок не позволяет подниматься начинающим. Скорость подъема – большая, что, впрочем, не спасает от очередей. Оплата – 10 рублей за каждый подъем – наихудший вариант потратить деньги. Проще пойти пить пиво в павильончике под горой.

Лучшее место в Москве – "Кант" (метро "Нагорная"). Хозяева зовут его "Московскими Альпами". Альпы не Альпы, но здесь атмосфера ближе всего к настоящему горнолыжному курорту, если не считать некоторую мелочность держателей при оплате подъемника. Есть, кажется, всё: прокат, продажа снаряжения и одежды, комиссионка, где можно подобрать б/у лыжи подешевле, горнолыжная школа и т.д. К сожалению, не самые хорошие склоны для начинающих – слишком круто. Но, что немаловажно, почти всегда на склонах снег, а не лед. Плюс есть детская школа и учебные трассы для маленьких. Подъемник – тарелочные "палки", двигается медленно, довольно удобен для обучения правилам подъема на гору. Говорят, когда много народу, скорость увеличивают. Стоимость подъема – 10 рублей для взрослого, 7 рублей – для ребенка, иногда также берут по часам. Плюс залог за карточку (ски-пасс) – 100 рублей (возвращается).

Впрочем, учиться катанию в Москве неприятно по определению. Если у вас есть деньги – поезжайте в подмосковные местечки. Их много, особенно в районе Яхромы (станции "Турист", "Яхрома" от Савеловского вокзала). Говорят, построили нечто в Новопеределкино, но проверенной информации о нем у меня нет. Самые популярные подмосковные курорты (думаю, их можно так именовать) – это Волен и Сорочаны. Инфраструктура там на порядок лучше московской, отличный прокат, инструкторы, склоны длиннее и разнообразнее, есть где переночевать, перекусить, подъемники современные и стабильно работающие, а самое главное – снежные пушки на склонах начинают работать сразу после того, как температура воздуха "переваливает" нуль. То есть там снег есть зачастую даже в ноябре и в марте, когда московские склоны стоят голые. И, конечно же, дышится в Подмосковье свободней.

Начинающим кататься я настоятельно рекомендую Сорочаны. Его склоны насыпаны искусственно и потому ровные, как стол, поставленный под разными углами наклона. К тому же, нигде нет такого разнообразия подъемников, в том числе роскошных двух- и четырехкресельных сооружений, на которых удобно подниматься даже самому неискушенному человеку. Стоимость катания оценивается по часам. Вы можете взять один или три часа – за 150 и 300 рублей соответственно в будни и за 250 и 600 рублей в праздники и выходные, плюс залог в 100 рублей за ски-пасс.

Если наскучит в Сорочанах, езжайте в Волен. Это приятное место, вполне оправдывающее название "Подмосковные Альпы". Склоны почти естественные, а потому намного интересней сорочанских. Есть пологие склоны для начинающих, есть крутые места для камикадзе ("чайник", считающий себя "асом"). Подъемники – "якоря" и "швабры". Платят в Волене за каждый подъем 15 рублей в будни и 25 – в праздники и выходные, но подъемы оплачиваются по десять (150 и 250 рублей), плюс 100 рублей за ски-пасс. Кататься можно и по вечерам – до полуночи в будни, до 2 ночи в пятницу и выходные подъемники работают при искусственном освещении. Удобно ездить сюда по пятницам, когда цены еще будничные, а время работы – как в выходные. Весь путь по Дмитровскому шоссе к Волену отмечен указателями вроде "Вы на правильном пути", так что при первой поездке туда сбиться трудно.

Как начать

Надеваете лыжи, берете инструктора и выходите на склон. И да поможет вам Мать-Природа!

Выбор читателей