Секрет фирмы – секрет даже в спальне

В биржевой аналитике, где важна интуиция и тщательность, женщины выходят на первые роли. Мужчинам остается брать их в жены. Но и это чревато

Биржевой аналитик – человек, который сам не играет на бирже, но знает (или предполагает, что знает), как поведет себя рынок в тот или иной момент, – с недавних пор стал одной из ключевых фигур финансового мира. В американской экономике, где на биржах обращаются триллионы, где больше половины населения владеет акциями, а значит, в той или иной форме "играет" на бирже, знания и умения таких специалистов способны в одну минуту кого-то сделать очень богатым, а кого-то разорить.

Однако в ситуации, когда твое слово стоит миллиарды (а в том, что это не преувеличение, вы убедитесь ниже), трудно избежать соблазна воспользоваться столь огромной властью "для себя". Для этого совсем не обязательно идти на прямое нарушение закона.

Правила профессиональной чести, корпоративный кодекс, наконец, контроль Комиссии по ценным бумагам (SEC) существуют с одной целью: закрыть возможные лазейки для таких нарушений. (SEC – это федеральный орган с очень широкими полномочиями, утверждающий правила торговли ценными бумагами, акциями и контролирующий практически все профессиональные аспекты деятельности участников торгов на бирже.)

Казалось бы, предусмотрены все возможные варианты и перекрыты все лазейки, но "узкие" места в сфере фондового рынка до сих пор остаются. В последние годы особое внимание Комиссии привлекают супружеские пары, в которых оба супруга успешно трудятся на ниве финансов и биржевого сектора. Об одном из подобных расследований SEC недавно в нескольких материалах рассказала The New York Times.

Около месяца назад, после долгого расследования, десять самых крупных брокерских и аналитических фирм пошли на компромисс с SEC и согласились выплатить в пользу своих клиентов $1,4 млрд. штрафов за возможное введение клиентов в заблуждение. Т.е. за то, что аналитики этих фирм, предлагая свои заключения, не всегда преследовали интересы заказчика, а пытались манипулировать их деньгами в собственных интересах или в интересах своей фирмы. Как говорится в старом анекдоте: "Если бы я был королем, я бы еще немножечко шил".

Детали злоупотреблений при этом не раскрывались. Но недавно стало известно, что SEC официально уведомила одного (вернее, одну) из ведущих аналитиков, гуру интернет-сегмента бизнеса, ведущего специалиста Lehman Brothers Холи Бейкер и ее мужа. Супружеской чете было сообщено, что они могут быть привлечены к ответственности по обвинению в незаконном использовании внутренней информации холдинга Lehman Brothers (одна из тех фирм, которые согласились выплатить компенсацию). В сумму компенсации, кроме штрафа, входят оплата новой действительно "независимой" экспертизы для заказчиков и оплата по обучению представителей заказчиков (видимо, чтобы в будущем они умели отличать серьезную фирму от недобросовестной).

36-летняя Холи Бейкер – один из самых авторитетных аналитиков в области рынка акций интернет-компаний. Ее карьерный список включал: First Boston, Гарвардскую школу бизнеса, Solomon Brothers. В Lehman Brothers она пришла в 1999 г. и сразу заявила о себе как о человеке "знающем". Именно она стала первой среди тех, кто произвел переоценку инвестиционной привлекательности любимых в то время инвесторами компаний: Amazon, Yahoo и др. В июне 2000 г. она в своем заключении изменила рейтинг инвестиционной привлекательности Yahoo с "покупать" на нейтральный. Этот сигнал был услышан (или совпал с ожиданиями на Wall Street), и на следующий день акции компании упали на 8%. В октябре она понизила рейтинг столь же любимой инвесторами America Online. Акции компании в течение нескольких дней упали на 30%. С этого времени Холи Бейкер стала частым гостем телевизионных программ, о ней в восторженном стиле заговорила пресса.

Ее муж, Майкл Зиммерман, занимался операциями с акциями в инвестиционном фонде SAC Capital Advisors, одном из крупнейших в стране. Федеральную Комиссию по ценным бумагам заинтересовал тот факт, что этот фонд, известный своими быстрыми и масштабными торговыми интервенциями (что уже подозрительно и наводит на мысль о наличии инсайдерской информации), производил крупные операции с акциями тех фирм, с оценкой которых в это время работали аналитики Lehman Brothers. В частности, с бумагами компании Amazon.com. 22 июня 2000 г. после закрытия биржевой сессии были опубликованы "аналитические" данные по компании, а на следующий день акции Amazon упали на 19%. Через месяц миссис Бейкер еще раз понизила рейтинг компании, и 26 июля Amazon лишилась еще 13% капитализации.

В 2001 г. м-р Зиммерман был повышен в должности. Расторопный трейдер стал менеджером по портфельным инвестициям своего фонда.

Расследование установило, что в квартире миссис Бейкер (а соответственно, и ее мужа) компания Lehman Brothers установила для удобства своего ведущего специалиста компьютер, предоставляющий доступ не только к выполненным, но и к ведущимся исследованиям нескольких подразделений фирмы.

Даже если миссис Бейкер просто делилась информацией о неопубликованных данных исследований со своим мужем за семейным ужином, то, как утверждают юристы, она уже нарушала закон. Речь идет, прежде всего, о правилах, принятых SEC, а также о недобросовестности по отношению к своей фирме и заказчикам. А вот если м-р Зиммерман использовал эти неопубликованные данные для личного обогащения или обогащения своей фирмы, он может быть привлечен к уголовной ответственности.

Строгие правила, установленные SEC два года назад, запрещают членам семьи, занятым в области торговли акциями, делиться профессиональной информацией, даже если это не было специально оговорено их фирмами. Правила были разработаны на основе судебных решений по нескольким делам об использовании брокерами инсайдерской информации, полученной ими от своих супругов или от других членов семьи. Примером тому стал известный процесс 1986 г. по делу о покупке фирмы Waldbaum Inc. Атлантической и тихоокеанской чайной компанией (The Great Atlantic and Pacific Tea Company). Тогда брокер узнал о продаже от своего друга, женатого на одной из членов семьи Вальдбаумов.

Скандал в Lehman Brothers произвел немалый ажиотаж. Естественно, его обсуждают и супружеские пары, работающие в сфере торговли ценными бумагами. Для некоторых случай с миссис Бейкер – это серьезная проблема; другие давно пришли к выводу, что лучший способ сохранить семью и работу – забывать о работе, входя в дом.

Хотелось бы отметить еще одно обстоятельство. Совсем недавно в биржевой торговле полностью доминировали мужчины. Женщины пришли в этот бизнес лишь в начале 1960-х годов. По воспоминаниям одной из женщин-брокеров, сделавшей удачную карьеру в 70-х, она многого достигла благодаря своим интимным отношениям с мужчинами, обладавшими информацией, важной для Wall Street. Для феминисток должно быть небезразлично, что сегодня ситуация меняется кардинальным образом. В биржевой аналитике, где важна интуиция и тщательность, женщины выходят на первые роли. Мужчинам же остается брать их в жены. Хотя и это чревато.

Выбор читателей