Россия – страна напуганных автомобилистов

Цены на бензин в России растут и будут расти. Пикантность ситуации на топливном рынке заключается в том, что бензин дорожает в условиях неизменности и даже некоторого уменьшения цен на нефть

Вашему вниманию предлагаются новые страшилки для автомобилистов. Начавшийся год принес им по крайней мере три неприятности. Одна из них – это, скорее, тенденция: мировые цены на нефть неумолимо растут, что не может не сказаться на российских ценах "овса" для железных лошадок. Нефтяные цены уже бьют рекорды 2000 года, а то ли еще будет, если американский президент пойдет на Ирак или что-нибудь там еще придумают забастовщики в Венесуэле! Российскому водителю приходится болеть душой буквально за весь мир...

Вторая неприятность, отчасти связанная с первой, заключается в стремлении российских нефтяников экспортировать как можно больше топлива, пока мировые цены высоки. Теперь экспорту будет способствовать порядок исчисления таможенной пошлины на вывозимые нефтепродукты: эта пошлина уже не устанавливается правительством, как ранее, а составляет строго 90% от пошлины на вывоз нефти, которая, в свою очередь, определяется законом. С 1 февраля обе эти ставки снижены: нефтяная – с $29,9 до $25,9, а производная от нее для нефтепродуктов – $26,8 до $23,3 за тонну. Снижение ставок объясняется тем, что они рассчитаны по ценам за ноябрь-декабрь, когда российская нефть была дешевле. И вот теперь получается, что мировые цены растут, а пошлины уменьшаются. Все бы ничего – пусть себе экспортируют, но одна беда: могут перестараться, и на внутреннем рынке возникнет дефицит. Чем он грозит автомобилистам, объяснять не надо: ценники на бензоколонках станут отпугивать клиентов.

Но и это еще не всё. Третья неприятность состоит в том, что родное правительство ничуть не хуже венесуэльских забастовщиков работает на повышение цен. Так, с 1 января на 45% повышен акциз на топливо. Худо-бедно, а рублик к цене бензина (оптовой) это добавит. И дело не только в цифрах. Произошли некоторые изменения в порядке налогообложения операторов топливного рынка. Топливный акциз будут выплачивать все участники рынка: не только нефтеперерабатывающие заводы, но и всякого рода посредники, а также заправщики. Причем, разумеется, всем промежуточным звеньям сумму акциза государство будет возвращать. Но потом.

Кроме того, свидетельство на право действовать на топливном рынке страны теперь сможет получить только реальный собственник нефтебазы или бензоколонки – это, по мысли Министерства по налогам и сборам, должно "проредить" посредников-нахлебников. Но в числе "прореженных" окажутся и вполне добросовестные заправщики, арендующие бензоколонки (а таких в стране большинство). Попросту говоря, им придется как-нибудь обходиться без новых свидетельств, а нефтеперерабатывающим заводам – как и прежде выплачивать акциз... В общем, грандиозная затея, хотя и жутковатая. И чтобы сделать ее еще и работоспособной, Госдума сейчас спешно работает над поправками в Налоговый кодекс. Обещает к марту успеть. А то ведь сезон начнется – спрос и цены на топливо и так вырастут. И если автовладельцам придется к тому же компенсировать задержки с возвратом акциза кому-нибудь из "бензиновой цепочки", то уж совсем грустная картина получится. Цены будут шалить и зашкаливать.

Итак, что мы имеем в итоге? Цены на бензин растут и будут расти. Госкомстат приводит следующие цифры. В первую неделю нового года бензин подорожал на 1,9%, с 6 по 12 января – на 1,2%, с 13 по 19 января – на 0,9%... В сумме уже набежало около 8%. Но это на заправках, многие из которых еще торгуют прошлогодними запасами. А оптовые цены на топливо увеличились с начала года на 12-14%, и реакция бензоколонок не замедлит себя ждать, как только у них закончатся припасы. Чтобы понять, что ожидает нас в этом году в плане розничных цен на бензин, можно привести выкладки Госкомстата по прошлому году: розничные цены на автомобильный бензин в России в 2002 году выросли на 20,4%, тогда как цены производителей нефтепродуктов – только на 13,1%. Аналогичный рост оптовых цен в 2003 году уже произошел в течение одного месяца – спасибо дяде Бушу, венесуэльским нефтяникам и родному акцизу. Дело за розницей.

А в некоторых регионах нефтяники и бензинщики решили под шумок наварить себе рубль-другой на общем повышении цен. В Пермской области и особенно в Красноярске, где бензин подорожал сразу на 3 рубля, с аппетитами "королей бензоколонок" пришлось разбираться Министерству по антимонопольной политике. Что касается Москвы, то тут рост начался после новогодних праздников с некоторым опозданием. В первые недели года он был не особенно заметен, но с 20 по 26 января, согласно мониторингу Московской топливной ассоциации (МТА), бензин подорожал аж на 3%. Много это или мало? Судите сами: средняя цена на высокооктановые бензины АИ-92 и АИ-95 увеличилась на 36 копеек за 1 литр. И это за одну неделю.

Пикантность ситуации на топливном рынке РФ заключается в том, что бензин дорожает в условиях неизменности и даже некоторого уменьшения цен на нефть в России. "Черное золото" подешевело из-за затоваривания внутреннего рынка. Это объясняется стечением ряда обстоятельств, затрудняющих экспорт: как всегда в зимний период из-за плохих метеоусловий уменьшился поток нефти через крупнейшие нефтяные ворота страны – порт Новороссийск. Плюс к тому, к концу года практически прекратился транзит российского сырья через латвийский порт Вентспилс. Сюда же прибавились трудности с подвижным составом на железных дорогах. В итоге экспорт нефти, вопреки благоприятной конъюнктуре внешних рынков, сократился. При этом объемы ее добычи возросли, а уровень внутреннего потребления остался прежним. Нефть некуда девать, и она дешевеет.

Возникает резонный вопрос: почему же тогда не дешевеет бензин? Ответ прост: почти все нефтеперерабатывающие заводы контролируются крупными нефтяными компаниями, которые в нынешних условиях тормозят нефтепереработку, опасаясь падения цен на нефтепродукты вслед за нефтяными ценами. Таким образом, переполнение рынка "отсекается" на уровне НПЗ и на бензин уже не распространяется: его делают столько, сколько нужно рынку. А к весне нефтяники обещают отладить экспорт, так что российским автомобилистам на затоваривание рынка нефти надеяться не следует: на бензинные ценники оно не повлияет. "Было время, и цены снижали", – пел великий бард. Так вот, это время прошло.

Исполнительный директор МТА Григорий Сергиенко пообещал, что в ближайшее время рост цен на автомобильное топливо продолжится. В Российском топливном союзе (РТС) настроены более оптимистично и считают, что как минимум до весны ожидать существенного подорожания топлива не следует: баланс между спросом и предложением на рынке нефтепродуктов сохранится. Однако весной этот баланс может нарушиться: возрастет спрос на автомобильное топливо (в связи с началом полевых и дачных работ) и одновременно увеличатся объемы экспорта нефти. И тут может произойти очередное повышение цен на бензин.

Пугать автомобилистов изменением ценников на бензоколонках уже стало недоброй традицией. А они не боятся – ездят себе и всё. И это правильно. Хотя, признаться, бензин у нас не самый дешевый в мире, но все-таки вполне доступный. И очень хочется надеяться, что таковым он и останется вопреки всем козням нефтяников, всем законодательным новшествам, катаклизмам мирового рынка и настоятельным требованиям наших "западных партнеров" приблизить внутренние цены на энергоносители в РФ к мировым.

Выбор читателей