Большое будущее маленькой страны

В XXI столетии словаки желают наполнить новым содержанием свою историческую мечту: избавиться от комплекса провинциальности. Именно это чувство – идейный двигатель их стремления в ЕС

Тот, кто был в Словакии, наверное обратил внимание на особенность этой живописной страны – разлитая в воздухе тишина сопровождает здесь человека, где бы он ни находился, даже в большом городе. Небольшая карпатская республика, как и ее соседи, стремится войти в Евросоюз. Как знать, может, со временем она и превратится в оазис зажиточности и тишины наподобие Швейцарии. А пока второе качество явно преобладает над первым.

Груз прошлого

У Словакии непростая историческая судьба. До XX века словаки не имели своего государства, в течение столетий страна развивалась под диктатом соседей, которые, в свою очередь, были зависимы от больших империй. Одно дело быть провинцией великого, делающего европейскую историю государства, совсем другое – быть провинцией отодвинутой от больших дел Венгрии. Тем не менее, приходилось так жить, и очень долго.

В 1918 году словаки оторвались от угров и прижались к братьям-славянам, составив Чехословакию. Отношения с очень близкими по культуре и языку чехами были гораздо более приятными, но тоже не до конца гладкими. Многовековая национальная ущемленность на новом историческом этапе переросла в комплекс "младшего брата". Перед Второй мировой войной немцы сказали: не будете ни под венграми, ни в союзе с чехами – будете сами, но с нами. Словаки попытались сыграть свою игру, но неудачно: находясь в новом поле влияния, им пришлось принять участие во Второй мировой на стороне агрессора и рассчитаться за это кровью своих солдат, а после войны – кровью обвиненных в коллаборационизме лидеров.

В составе центральнославянской федерации Словакия играла подчиненную роль, была своего рода сельскохозяйственным и сырьевым придатком промышленной Чехии. В социалистическое время ситуация выравнивалась, но определенная подчиненность "старшему брату" всё же сохранялась. В "послебархатный" период федерация достаточно быстро распалась по инициативе словацкой стороны. Распалась цивилизованно, без мордобоя и оскорблений, между двумя составляющими былой федерации сохранились уважительные и доверительные отношения.

В XXI столетии словаки желают наполнить новым содержанием свою историческую мечту: приобретя выстраданную независимость, они хотят избавиться от комплекса провинциальности. Именно это чувство – идейный двигатель их стремления в ЕС. Не отстать от соседей, выровняться с нациями, делающими большую историю и большую политику, – это для них задача первой очереди. Параллельно могла бы решаться другая важная задача – приобрести новый импульс, а главное, новые возможности для быстрого экономического и социального развития страны. Наконец, словаки считают, что вхождение в многонациональное сообщество автоматически поможет им решить доставшиеся от прошлого внутренние этнические проблемы. Энергии и самоотверженности для выполнения означенных целей у словаков с избытком.

Особенности национальной "послебархатной" политики

После 1989 года словаки пошли собственным политическим и экономическим путем. В отличие от чехов они постарались мягче провести приватизацию государственных предприятий и ослабить воздействие на население так называемой "шоковой терапии". Это вовсе не означает, что каждый получил свой вожделенный большой кусок государственного пирога. Однако народ менее оболванивался либеральными лозунгами и воспринимал происходящее как находящееся под контролем и идущее так, как следует.

В обстановке геополитической неопределенности девяностых годов словаки не стали категорически рвать старые связи с Россией и странами СНГ. Заказы из Восточной Европы тогда неплохо поддерживали словацкую экономику. Правда, одновременно происходило известное торможение инвестиционного потока с Запада, который не устраивали авторитарные методы правления тогдашнего словацкого премьера Владимира Мечьяра.

Ориентация на первостепенное развитие экономических отношений с восточноевропейскими странами препятствовали и политическому сближению Словакии с Европой. В то время как Чехия и Венгрия стали полноправными членами НАТО в 1999 году, Словакия дождалась приглашения в Североатлантический альянс только в ноябре 2002 года. Приглашение было воспринято официальной Братиславой с ликованием, однако и в данном случае, уже с правительством демократа Микулаша Дзуринды, она пытается следовать собственным курсом: в первую очередь словаки хотят войти в ЕС (тем более что копенгагенские решения поставили их в число ближайших претендентов), а уж потом в НАТО.

Словаки стараются не тратить много сил на борьбу с реликтами ушедшего режима (что развито в соседней Чехии), их энергия направлена на решение более земных, насущных задач. С другой стороны, неоправданно много сил тратится на определение "национального", только им присущего пути, на поиски и прославление собственных героев. Однако детская болезнь национализма в молодом государстве преодолима и особенно быстро испаряется при столкновении с экономическими затруднениями.

Возможности и надежды

Словаки не столь активно, как чехи, распродают свои крупные предприятия, но очень многое делают для того, чтобы привлечь иностранные капиталы. Инвестиционный климат здесь благоприятный, и путь в страну открыт любым капиталам. Чехи некоторое время назад демонстративно заблокировали вход на свой нефтяной рынок "ЛУКОЙЛа" – словаки охотно пустили к себе на аналогичный торг "ЮКОС". Деньги, как известно, не пахнут, и в Словакии это понимают.

Но всё же больше радуются здесь приходу западноевропейского капитала. В Братиславе успешно работает автомобильный завод "Фольксваген", производящий 225 тысяч машин в год. Недавно решение о строительстве своего нового завода в Трнаве приняло руководство французской компании "ПСА Пежо-Ситроен". По словам премьер-министра Микулаша Дзуринды, для Словакии, выигравшей 700 миллионов евро в споре с Польшей, Чехией и Венгрией, эти деньги являются инвестицией десятилетия. Завод, на котором найдут работу более 3500 человек, с 2006 г. будет выпускать 300 тысяч автомобилей ежегодно. Экономисты рассчитывают, что решение французской компании подтолкнет и других инвесторов вкладывать деньги в словацкую экономику.

А вкладывать деньги есть куда. В Словакии традиционно развиты горнодобывающая и пищевая промышленность, отстает сектор машиностроительной и обрабатывающей индустрии. Труд словацких рабочих оплачивается ниже, чем где было ни было в Центральной Европе, а умения и желания работать им не занимать. Жаркие баталии словацких политиков, неуклюжие развороты в разные стороны – то влево, то вправо – во многом обусловили стагнацию производства и быстрый рост безработицы (в некоторых регионах она достигает 17%). В этих условиях курс на торможение роста заработной платы производится сознательно: помимо ограничения инфляции он позволяет делать весьма привлекательным для потенциальных инвесторов внутренний рынок рабочей силы.

Словакия пока видит себя в ЕС как страну дешевого машиностроения и экологически чистого земледелия. Положение страны-рекреации, страны тихого отдыха и прекрасных природных видов ее тоже вполне устраивает. Главное – быть среди больших наций.

Движение в ЕС на практике

В прошлом году словацкие хоккеисты впервые выиграли чемпионат мира по хоккею. Это всколыхнуло весь 6-миллионный народ. Можно предполагать, какая волна восторгов зальет страну после присоединения к Европейскому Союзу. Почти все здесь сознают, что пути в богатую Европу нет альтернативы; ради большого будущего жители Словакии готовы перетерпеть и грядущее повышение цен, и возможное на первых порах понижение уровня жизни. Что-что, а терпеть словаки умеют.

Предполагается, что 16-17 мая в стране пройдет референдум по вопросу о вступлении в ЕС. На пропаганду преимуществ вхождения в объединенную Европу отпущены большие деньги, но вряд ли так необходимо убеждать народ в очевидном. По последним данным социологов, около 70% населения поддерживают присоединение к Европе и 60% примут участие в референдуме. Более сдержанно относятся словаки к идее вступления в НАТО: сторонников и противников такого решения примерно поровну.

На пути в Европу устраняются последние препоны. Приведены в соответствие с нормами ЕС законодательные и внутренние нормативные акты, перед жителями Восточной Европы закрыты прежде прозрачные границы. Разъединение с восточными соседями происходит не без сожаления. Однако положение будущего члена ЕС обязывает.

Выбор читателей