Буш загоняет нацию в долговую яму

США нужна нестабильность в мире – тогда в поисках убежища к ним хлынут капиталы. И кто знает, что еще надумает Буш, если запланированное им экономическое чудо не состоится...

Джордж Буш направил в Конгресс проект бюджета на 2004 финансовый год (начинается 1 октября). В "сопроводиловке" Буш поясняет, что бюджет разработан исходя из трех национальных приоритетов: "победа в войне против терроризма, обеспечение национальной безопасности и стимулирование долгосрочного экономического роста". С первыми двумя задачами в контексте бюджетных вопросов всё ясно – надо просто выделить соответствующие ассигнования; а вот какими методами растить экономику – тема дискуссионная.

Представленный американским президентом финансовый план предусматривает увеличение бюджета Пентагона на 4,2% – до $379,9 млрд. С учетом военных программ других ведомств, в первую очередь ядерных программ Министерства энергетики, общие военные расходы США должны возрасти на 4,4% и составить $399,1 млрд.; в течение пяти лет их предполагается довести до $500 млрд. в год. На внутреннюю безопасность в бюджете-2004 выделяется $41,3 млрд. – прибавка на 9,5%.

В общей сложности расходы на оборону и безопасность повышаются на $21 млрд. из $30 млрд. общего увеличения ассигнований федеральным ведомствам (до $782 млрд., или на 4,0%). В эти ассигнования не входят "автоматические" отчисления на социальные нужды. В блоке социальных статей бюджета-2004 предусмотрен ряд существенных новаций, включая как повышение, так и сокращение определенных расходов или их переадресацию на местный уровень (общая сумма трансфертов правительствам штатов и муниципальным властям составит $398,8 млрд. – на 4% больше по сравнению с текущим финансовым годом). Вместе с тем по большинству социальных программ ассигнования сохранятся приблизительно в прежнем объеме (это относится и к программе социального страхования – главной в указанном блоке).

Общие расходы федерального бюджета планируется довести до $2,23 трлн., что означает рост на 4,2%. Здесь, однако, не учтены затраты на вероятную войну в Ираке и послевоенное урегулирование, причем представители Белого дома затрудняются назвать даже приблизительную цифру таких затрат. По оценкам же бюджетного комитета Конгресса, они могут составить $64 млрд. в 2003 году и $119 млрд. в 2004 году. В случае войны вопрос об этих расходах будет рассматриваться администрацией и Конгрессом в особом порядке.

Доходы, согласно проекту бюджета, возрастут на 4,7% – до $1,92 трлн., а бюджетный дефицит достигнет $307 млрд. Между тем на излете президентства Клинтона планировалось, что в 2001-2010 гг. будет профицит в суммарном объеме $5,6 трлн. Но придя в Белый дом, Буш инициировал принятие амбициозной программы снижения налогов в общей сложности на $1,35 трлн. в течение 10 лет. И если в 2001 финансовом году профицит составил $127 млрд., то уже следующий год был сведен с дефицитом в $159 млрд. Нынешняя администрация все же надеялась преодолеть бюджетный дефицит к 2005 году, сократив его до $80 млрд. в 2003-м и до $14 млрд. в 2004 финансовых годах. Однако дефицит текущего финансового года ожидается уже в размере $304 млрд. Сейчас Буш выдвинул новую программу сокращения налогов, в результате чего бюджетный дефицит сохранится вплоть до 2008 года и в совокупности составит за предстоящую пятилетку $1,08 трлн.

До нынешних рекордных показателей самый большой в номинальном выражении дефицит был зафиксирован в 1992 году при Буше-старшем – $290 млрд. Вместе с тем по отношению к ВВП самый высокий дефицит был при Рейгане – 6% в 1983 году (в 1992 году – 4,7%). Оправдывая свои бюджетные инициативы, Буш-младший называет теперешний дефицит относительно ВВП "приемлемым" и даже "маленьким" – 2,8% и 2,7% в 2003 и 2004 финансовых годах соответственно (американский ВВП оценивается сейчас в $10,5 трлн.).

Все это имеет самое непосредственное отношение к третьей задаче, выдвинутой Бушем, – добиться устойчивого развития экономики. План, разработанный советниками президента, традиционен для республиканцев и в общем изложении достаточно прост: снижение налогов призвано повлечь оживление инвестиционной активности и расширение потребительского спроса, что и обеспечит стабильные темпы экономического роста. Бюджетный дефицит при этом – неизбежное зло, с которым будет покончено именно благодаря подъему экономики и, соответственно, постепенному увеличению доходов бюджета. Финансировать же дефицит предполагается, в первую очередь, за счет притока капиталов из-за рубежа. Такой приток необходим, кроме того, для покрытия отрицательного сальдо торгового и платежного баланса, равно как для подпорки начавшей заваливаться пирамиды на рынке акций.

Новый план уменьшения налогового бремени был обнародован еще в начале января. Он включает в себя как ускорение реализации упомянутой выше 10-летней программы, принятой в 2001 году, так и новые налоговые послабления – прежде всего отмену налогообложения дивидендов на акции американских компаний, а также различные льготы по подоходному налогу. Эти послабления обеспечат в течение ближайших 10 лет снижение налогов в общей сложности на $700 млрд., в том числе $390 млрд. – за счет отмены налога на дивиденды (приведенные цифры на $25 млрд. больше тех, что первоначально назвал Буш, так как Минфин позже скорректировал свои расчеты); в целом же сокращение налогов за указанный период составит $1,3 трлн. Такие меры позволят, как надеются в Белом доме, поддерживать ежегодные темпы экономического роста выше 3%: в нынешнем году – пока еще 2,9%, в 2004-м – 3,6%, затем – постепенное снижение до 3,1% в 2008 году. (Инфляция в эти годы прогнозируется на уровне 2,1-2,3%.)

Вместе с тем демократы и многие независимые эксперты утверждают, что план Буша по снижению налогов не даст серьезного толчка экономике, зато приведет к нехватке средств в системе социального обеспечения (в частности, ввиду роста числа людей пенсионного возраста). Ну и, разумеется, указывается на опасность огромного бюджетного дефицита. Сенатор-демократ Кент Конрад говорит: "Вместо того чтобы предложить нации план долгосрочного экономического процветания, президент Буш возлагает на нас и наших детей долговое бремя в триллионы долларов". Кстати, близких взглядов придерживался и прежний министр финансов Пол О’Нил, что стало причиной его отставки.

Недавно назначенный министр финансов Джон Сноу не только поддержал начинания Буша, но и заявил о намерении проводить политику "сильного доллара". Тут палка о двух концах: слабая национальная валюта, конечно, благоприятствует экспорту и прямым иностранным инвестициям, но приток зарубежных капиталов на фондовый рынок и в банковский сектор может по-настоящему обеспечить только сильная национальная денежная единица.

Критерий вложений, как известно, это дробь "доходность/риск". Между тем уровень прибылей в экономике США падает, что отражается и на доходности американских активов. Следовательно, чтобы убедить международных инвесторов вкладываться в эти активы, необходимо на всю катушку задействовать фактор отсутствия риска. Но как же это сделать? Силовые акции, вроде той, что планируется против Ирака, только усугубляют бюджетные проблемы и подрывают доверие инвесторов. Другое дело – если исподволь провоцировать заварушки в разных уголках планеты, причем не в последнюю очередь в Европе. Объективно Соединенным Штатам для безболезненного финансирования своего бюджетного дефицита нужна глобальная нестабильность – тогда в поисках убежища к ним хлынут капиталы. Кто знает, что еще надумает Буш, если запланированное им экономическое чудо не состоится...

Выбор читателей