Авиаиндустрия растет на сокращении

Европа быстрее Америки справляется с кризисом в авиаиндустрии. Впервые за последние два года крупнейшая европейская авиакомпания British Airways получила прибыль

Похоже, европейские авиакомпании начинают успешно преодолевать последствия кризиса, вызванного трагическими событиями 11 сентября 2001 г. и сокращением количества деловых поездок из-за снижения темпов роста экономики. Так, руководство British Airways объявило о том, что в третьем квартале финансового года компания снова стала прибыльной. Примечательно, что аналитики прогнозировали убытки порядка 53 млн фунтов. Однако авиаперевозчик "посмеялся" над пессимистичными прогнозами, выйдя "в плюс" на 13 млн фунтов стерлингов ($21 миллионов).

Учитывая, что убытки корпорации в третьем квартале минувшего года составили 144 млн фунтов, нынешнее достижение выглядит весьма впечатляюще. Такого результата удалось достичь благодаря радикальной реструктуризации, уменьшению количества коммерчески невыгодных маршрутов и сокращению шестой части персонала. British Airways уволила 9 тыс. человек (до кризиса численность рабочих мест составляла 56,5 тыс. человек). В итоге авиаперевозчик смог добиться увеличения доходов, которые в прошедшем квартале выросли на 1% и достигли 1,86 млрд фунтов. Генеральный директор Род Эддингтон отметил стремление оставшегося персонала к повышению показателей. И поэтому издержки за последние 12 месяцев снизились на 1 млрд фунтов. Впрочем, трудовое рвение не спасет многих сотрудников авиакорпорации от потери работы. До 2004 г. Эддингтон планирует сократить еще 23% рабочих мест. Однако у тех, кто выживет, несомненно появится повод для уверенности в завтрашнем дне, чего нельзя сказать об их заокеанских коллегах.

Серьезные финансовые затруднения испытывают не только многие представители авиационной индустрии в США. Канадская авиакомпания Air Canada опубликовала данные о крупных убытках, понесенных ею в последние три месяца 2002 года. На бирже Торонто ее акции достигли самого низкого уровня с ноября 2001 года. Чтобы исправить ситуацию, Air Canada намерена избавиться от некоторых своих подразделений. Предполагается также минимизировать издержки по заработной плате. Годовой фонд оплаты труда составляет 3 млрд канадских долларов ($2 миллиарда). Руководство компании ведет переговоры с профсоюзами о сокращении этого объема на 22%. О том, планируются ли массовые увольнения, представители администрации предпочитают пока не сообщать. До недавнего времени, несмотря на всеобщий спад в отрасли, Air Canada умудрялась держать на плаву. Во втором и третьем кварталах прошлого года компания даже имела прибыль. Но не сумела справиться с обострившейся перед рождественскими праздниками конкуренцией, заставившей перевозчиков существенно снизить цены на билеты, при том что стоимость авиационного топлива на фоне угрозы войны в Ираке все время растет…

Выбор читателей