Мона Лиза нам не улыбается

Профессор Гарвардского университета утверждает, что улыбка Моны Лизы видна лишь если не смотреть на губы изображенной на портрете женщины прямо. Это связано с особенностями человеческого зрения

Желающих разгадать тайный смысл и секрет очарования улыбки Джоконды не меньше, чем энтузиастов, предлагающих различные способы, как удержать от падения Пизанскую башню или не дать Венеции погрузиться в воды Адриатики. Одним из последних на этой стезе был итальянский дантист, который утверждал, что у многозначности выражения лица Моны Лизы есть весьма простое объяснение: благородная дама, позировавшая Леонардо да Винчи, страдала от вредной привычки. Эта привычка выражалась в том, что она непроизвольно скрежетала зубами во сне или в моменты нервного стресса. Доктор Филиппо Сурано выдвинул версию, что длительные сеансы позирования сильно утомляли Мону Лизу, и поэтому крепко сжатые зубы придали необычный, загадочный изгиб ее губам, сложенным в улыбку.

Некоторые сторонники мистических теорий и любители паранормальных явлений пришли к выводу, что натурщица (то есть женщина, с которой писался портрет) была ведьмой или, по крайней мере, энергетическим вампиром. Она настолько подчинила себе Леонардо, имела такое огромное влияние на него, что художник никогда не расставался с картиной и, постоянно совершенствуя свое творение, постепенно угасал, отдавая всю душу Джоконде.

А вот профессор Гарвардского университета Маргарет Ливингстон утверждает, что улыбка Моны Лизы видна лишь если смотреть не на губы изображенной на портрете женщины, а на другие детали ее лица. Исчезновение улыбки при смене угла зрения связано с тем, как человеческий глаз обрабатывает визуальную информацию, считает ученый.

Маргарет Ливингстон представила свою теорию на ежегодном собрании Американской ассоциации за прогресс в науке, которое прошло в Денвере, штат Колорадо. Как известно, прямое зрение хорошо воспринимает детали, хуже – тени. "Ускользающий характер улыбки Моны Лизы можно объяснить тем, что она почти вся расположена в низкочастотном диапазоне света и хорошо воспринимается только периферическим зрением", - заявила Маргарет Ливингстон. Чем больше смотришь прямо на лицо, тем меньше используется периферическое зрение.

То же самое происходит, если смотреть на одну букву печатного текста. При этом другие буквы воспринимаются хуже, даже с близкого расстояния. Да Винчи использовал этот принцип и поэтому улыбка Моны Лизы видна лишь, если смотреть на глаза или другие части лица.

Ливингстон утверждает, что лишь снимает налет таинственности с методов, которыми годами пользовались художники, но совсем не собирается развенчивать их творчество. "Такие художники, как да Винчи, импрессионисты и ряд других, открыли ряд истин, которые ученые только сейчас начинают постигать", - считает американский ученый.

Читайте также

Выбор читателей