Квадратная икона Малевича

23 февраля исполняется 125 лет со дня рождения лидера русского художественного авангарда, основателя "супрематизма" Казимира Малевича. Его "Черный квадрат" порой сравнивают с иконой

В воскресенье исполняется 125 лет со дня рождения лидера русского художественного авангарда Казимира Малевича. Накануне в его мастерской в Витебске собрались юные почитатели. К юбилею мастера они подготовили необычный подарок - пирог в форме черного квадрата.

Этот гениальный художник - из числа тех, кто в начале ХХ в возглавил плеяду новаторов, кардинально изменивших язык и задачи искусства. Малевич - автор одной из самых оригинальных концепций в искусстве и зачинатель актуального по сей день направления, сильно повлиявшего на дизайн и архитектуру.

Направление в искусстве "супрематизм", основателем которого он стал, не просто живопись – это целая философия. Он мечтал о домах будущего - из стекла и металла, строил макеты и даже создавал посуду в новом стиле. Самое знаменитое полотно художника - "Черный квадрат". Сейчас известно о существовании по крайней мере четырех таких полотен кисти Малевича. Стоимость образцов составляет более $ 1 миллиона.

Судьбу художника трудно назвать счастливой: не так уж много людей могут оценить истинный масштаб его личности, а главное, воспринять то послание, которое он стремился передать человечеству. Даже сегодня, когда его работы почти непрестанно находятся "на гастролях" в разных концах света, в массовом сознании он продолжает оставаться автором одной картины. К тому же лаконичная композиция "Черный квадрат", в отличие от многих иных шедевров, вызывает неоднозначную реакцию: вряд ли кому-то придет в голову заявить "И я так могу!" - перед Сикстинской мадонной, а вот простой черный четырехугольник на белом фоне считать великим произведением согласен не каждый. Агрессивное неприятие, сосуществуя с пылким почитанием, преследовало художника и при жизни.

"Черный квадрат" - не только вызов публике, утратившей интерес к новаторству. Эта картина - еще и свидетельство своеобразного богоискательства, недаром символ неведомой новой религии на выставке был повешен в красном углу зала. Критик Александр Бенуа заметил: "Несомненно, это и есть та "икона", которую господа футуристы ставят взамен мадонн". "Холст завораживал своей способностью "концентрировать в себе бесконечное всемирное пространство, выражать ВСЕ во вселенной, отражая это все в имперсональной геометрической форме и непроницаемой черной поверхности, - считает видный историк искусства, действительный член РАН Дмитрий Сарабьянов. - Супрематические полотна явно тяготели к иконе, стремясь быть размышлением о бытии в формах и красках".

Один из учеников Малевича, Николай Суетин, после смерти мастера создал для него супрематический гроб, который при большом стечении друзей и коллег проводили в Москву. После кремации урну с пеплом захоронили в чистом поле близ Немчиновки, отметив место погребения недолговечным памятником - фанерным белым кубом с черным квадратом.

Выбор читателей