Убойное шоу "плохого парня"

Если все остальные "плохие парни" должны в конце концов быть повержены силами добра, то главному спортивному мальчишу-плохишу дозволяется быть победителем. Иначе становится неинтересно

Когда над уже начавшей праздновать День защитника Отечества Москвой готовился взойти жиденький февральский рассвет, в далеком американском Мемфисе грянул гром. То был гром оваций, адресованных 36-летнему Майку Тайсону, выигравшему свой пятидесятый бой в карьере. Клиффорд Этьен не продержался и минуты – уже на 50-й секунде кувалда Тайсона отправила соперника на пол мемфисского ринга. Блестящая победа, свидетельствующая о силе неувядающего спортсмена? Возможно, это и так. Хотя на бой Тайсон – Этьен можно взглянуть и с другой стороны.

Очередной выход Железного Майка на ринг сопровождался массой скандальных обстоятельств, и порой казалось, что он не состоится вовсе. Менее чем за неделю до боя штаб экс-чемпиона мира распространил информацию о том, что поединок, вероятнее всего, не состоится из-за простуды Тайсона. В ответ из штаба Этьена прозвучали заявления, что, дескать, не очень-то и надо, и если Тайсон испугался, то пусть так об этом и скажет. Размахивание кулаками до момента драки шло в лучших голливудских традициях, пока, наконец, в четверг не стало ясно, что бой все-таки пройдет в Мемфисе в установленные сроки.

Вся эта шумиха нужна была для того, чтобы привлечь дополнительное внимание к поединку. Матчи профессионального бокса в США транслируют на канале Showtime, работающем по системе pay-per-view: желающий насладиться тем или иным спортивным событием должен заранее оплатить его просмотр. Чем больше народу "заказало" картинку с матча, тем большую кассу соберет поединок.

Любой выход Тайсона на ринг интересен сам по себе, но его очередной соперник Клиффорд Этьен – фигура не самая кассовая. Смысл предшествовавшей бою пиар-акции, видимо, сводился к тому, что Этьену будет противостоять не грозный Тайсон, а 36-летний боксер, еще не оправившийся от последствий простуды. Гипотетическое поражение некогда железного Майка должно было собрать большую аудиторию, нежели его очередная победа над вполне заурядным соперником.

Выйдя на ринг в субботу вечером (в воскресенье Yтром по московскому времени), Тайсон представил публике новую татуировку, украсившую (или обезобразившую) левую часть его физиономии. Впрочем, зрителям в первую очередь был интересен не орнамент на привычно отталкивающем лице Тайсона, а тот бокс, который он собирался продемонстрировать.

А вот бокса-то практически и не было. Проверив соперника "на вшивость" несколькими ударами слева, Тайсон, не дожидаясь исхода первой минуты боя, обрушил на несчастного Этьена убийственный удар правой. Бедняга Клиффорд мешком свалился на ринг. Как и ожидалось, слухи о плачевном состоянии Тайсона оказались сильно преувеличенными.

Уже после боя Железный Майк заявил, что счастлив одержать очередную победу. На вопрос же о том, собирается ли он в ближайшее время встретиться с сильнейшим супертяжем планеты Ленноком Льюисом, ответил в том духе, что до встречи с действующим чемпионом мира ему нужно будет попробовать свои силы на парочке-троечке менее ярких боксеров. "Сам не понимаю, как стою на ногах, и спина к тому же побаливает", – позволил себе пококетничать победитель.

Впрочем, возможно, это и так, но что-то все происходящее сильно напоминает продолжение единожды начавшейся пиар-акции. Выйдя на бой с Льюисом, Тайсон действительно сильно рисковал бы покинуть его побежденным. Поединки же с менее сильными боксерами дадут старине Майку возможность подзаработать в преддверии суперматча с Ленноксом Льюисом. За пятьдесят секунд боя с Этьеном Тайсон заработал 5 миллионов долларов – сто тысяч "зеленых" за секунду псевдопоединка с откровенной посредственностью. Чем плохо?

Майк Тайсон – фигура, давно уже вышедшая за рамки бокса. Можно сказать, что, перешагнув через канаты боксерского ринга, могучий негр стал частью общественного сознания. Изнасиловав претендентку на титул "Мисс Черная Америка" и откусив часть уха у Эвандера Холифилда, он окончательно утвердил себя в роли "плохого парня номер один в мировом спорте". Но если все остальные "плохие парни" по закону шоу-бизнеса должны в конце концов быть повержены силами добра, то главному спортивному мальчишу-плохишу дозволяется быть победителем. Иначе становится неинтересно.

Впрочем, Железный Майк отнюдь не всегда слыл хулиганом. Сейчас, наверное, уже мало кто помнит, что в конце восьмидесятых Тайсон считался у нас в стране "большим другом Советского Союза". В октябре 1987 года чемпион мира в супертяжелом весе прилетел с однодневным визитом в Москву, дабы поучаствовать в церемонии торжественного открытия гольф-клуба в Нахабино. (Остается неизвестным, сколько инвалютных рублей затратили отечественные партийные бонзы, чтобы заманить на это мероприятие суперзвезду мирового профессионального спорта.)

Тайсон тогда казался пришельцем из другого мира. Новости о профессиональном боксе поступали в СССР исключительно под рубрикой "их нравы". Тайсон же, в те далекие времена хоть и не насиловавший чернокожих красавиц и не откусывавший ушей у соперников, согласно официальной пропаганде, мог считаться олицетворением всего того дурного, что нес в себе "их" профессиональный спорт. Низкий лоб, угрожающе выдвинутая челюсть, тяжелый взгляд – Тайсон мог служить идеальной иллюстрацией к тому, как калечит людей погоня за длинным долларом. Да, профессионалам – зарплата навалом, но посмотрите на него! Что могут сделать с простым чернокожим парнем эти акулы-промоутеры! Они же калечат живого человека! Однако молодчага Тайсон на несколько часов вырвался из их сетей и посетил страну, где тщательно блюдут исконные олимпийские ценности!

...В 87-м москвичи, пришедшие на открытие первого в стране гольф-клуба, так и не смогли толком разглядеть звезду мирового бокса. По окончании церемонии Майк быстренько скрылся, сопровождаемый парой дюжих телохранителей. Пожать всепобеждающую руку Великого и Ужасного посчастливилось лишь дюжине партийных функционеров да, возможно, тем телевизионщикам, которым удалось взять у него интервью.

Как давно это было! Теперь Тайсон стал частью поп-культуры. Его бой с Этьеном был не спортивным ристалищем, а мастерски построенной пиар-акцией, в которой и поочередные отказы соперников от поединка, и несостоявшийся выход на ринг скандально известной фигуристки Тони Хардинг, и появившаяся на лице у Тайсона устрашающая татуировка прекрасно укладывались в заранее продуманный сценарий. Майк Тайсон вполне может уходить после этого боя – в "настоящем боксе" с "настоящими соперниками" ему будет уже тяжело. Впрочем, сейчас Тайсон вряд ли уйдет. И в худшие для себя времена он не раз делал заявления об уходе – и всякий раз возвращался в большой бокс. Show must go on?

Выбор читателей