Россия почувствовала вкус настоящего кофе

Ежегодно потребление кофе в России увеличивается на 10-15%. Это привлекает повышенное внимание импортеров и международных кофейных организаций

Россия рассматривает возможность вступления в Международную организацию по кофе (ICO). Перспективы этого шага обсуждались во время недавнего визита в нашу страну Нестора Осорио, исполнительного директора кофейного объединения. Пока же в ICO РФ числится наблюдателем.

Интерес к северной державе со стороны иностранных производителей популярного напитка вполне объясним. Наш рынок кофе растет на 10%-15% в год на протяжении последних 4 лет. По данным Российской ассоциации производителей чая и кофе ("Росчайкофе"), в 2002 г. потребление кофе увеличилось на 6%-8% до 95-100 тыс. тонн. В денежном выражении это составляет порядка $1 миллиарда. Сегодня наша страна занимает одно из лидирующих мест в мире по темпам прироста этого рынка.

Заметим, что жители развитых государств, помешанные на здоровом образе жизни, неуклонно снижают потребление кофе. Сегодня на мировом рынке предложение значительно превышает спрос. В прошлом году было произведено 7,2 млн т бодрящего напитка, а выпито всего лишь 6,3 млн тонн. Печальная тенденция, по оценкам экспертов ICO, продолжится. Главным виновником перенасыщения рынка специалисты называют Вьетнам, сумевший в короткие сроки наладить масштабное производство дешевого низкокачественного кофе. По этому параметру азиатская страна занимает второе место в мире после Бразилии.

Не дает покоя членам ICO (в основном развивающимся странам, непосредственно выращивающим кофе), деятельность транснациональных корпораций, таких как Nestle, Kraft Foods и Paulig Sara Lee Export. Указанные три компании, которые в числе прочего занимаются также изготовлением и распространением растворимого кофе, контролируют почти половину мирового рынка. Они сбивают цену на сырье, одновременно удерживая высокие цены на конечный продукт.

В сложившейся ситуации Россия становится особенно привлекательной для ICO еще по одной причине. В то время, когда жители Запада отказываются от потребления кофе вообще, россияне распробовали вкус так называемого specialty сoffee – эксклюзивного дорогостоящего натурального кофе. Это связано с ростом доходов населения и постепенным формированием среднего класса, ориентированного на более затратный, но качественный стиль жизни. В 2002 г. на отечественном рынке рост в сегменте натурального кофе впервые опередил показатели в сегменте кофе растворимого. И хотя Россия по-прежнему сохраняет одно из ведущих мест в мире по потреблению растворимого кофе, опережающий рост "естественного" сегмента продолжится. Эту тенденцию поддерживает бурно развивающийся, по крайней мере, в столичных городах, сектор кофеен. В густонаселенной Москве уже действует около 130 подобных заведений. И, по мнению экспертов, потенциал их развития еще далеко не исчерпан.


Выбор читателей