Опять пошли клочки по закоулочкам...

На минувшей неделе в Европе произошло два масштабных побоища футбольных фанов. Похоже, вандализм на трибунах переживает позорный ренессанс

"Если у футбола такие друзья, то зачем ему враги?" – как-то задался вопросом знаменитый аргентинский тренер Карлос Билардо, рассуждавший о бесчинствах футбольных болельщиков. Самое время вспомнить эти слова. На минувшей неделе в Европе произошло два масштабных болельщицких побоища: из-за беспорядков на трибунах был не доигран матч итальянского первенства "Торино" – "Милан", и в Боснии разбушевавшиеся фанаты сорвали матч местного чемпионата.

Кажется, вандализм на трибунах переживает позорный ренессанс. После погромов второй половины восьмидесятых появилась надежда, что футбольный фанатизм в его самых буйных проявлениях исчезнет со стадионов. Увы, в конце девяностых годов вопрос о безопасности на трибунах вновь зазвучал со всей остротой.

Тон нынче задают "хулз" из стран Восточной Европы. Здесь и раньше было неспокойно – вспомнить хотя бы знаменитое побоище на загребском стадионе "Максимир" в 1990 г. Тогда не был доигран матч местного "Динамо" со столичной "Црвеной Звездой": экстремистски настроенные болельщики выбежали на поле, а затем устроили охоту на пытавшихся их сдержать полицейских. В избиении блюстителей порядка принял участие и будущий игрок "Милана" Звонимир Бобан, ставший после этого одним из главных символов хорватского неповиновения центральной белградской власти.

Но инцидент на "Максимире" был вызван в первую очередь национальными конфликтами, начинавшимися тогда в ещё единой Югославии. Вторая же половина девяностых возродила к жизни тип футбольных хулиганов, представляющих ту породу, которую в свое время сумели обуздать в Англии. Принцип этих ребят сродни девизу мушкетера Портоса: "Я дерусь потому, что дерусь". Учились "портосы" на наглядных пособиях, отснятых в восьмидесятые годы в Англии.

Есть у западной трибуны стадиона "Динамо" ларек, в котором торгуют футбольной атрибутикой. Раньше там же продавались и кассеты на футбольную и околофутбольную тематику. Прекрасно помню, как однажды дебиловатого вида болела долго и внимательно рассматривал стеллажи с видеопленками, в итоге остановив свой выбор на двух фильмах – "Беспорядки на трибунах" и "Фанаты в столкновениях с полицией". В середине девяностых у нас такие шедевры документальной кинематографии ещё не производились, отечественные фаны штудировали опыт зарубежных коллег. Теперь поток подобного видеоматериала пошел в обратном направлении: западные болельщики удивляются бесстрашию и жестокости русских "хулз".

Впрочем, свой расцвет футбольное хулиганство переживает практически во всех странах бывшего соцлагеря. Частенько бузят в республиках бывшей Югославии, порой крайне неспокойно ведут себя чехи, ну а поляки и вовсе повергают в ужас болельщиков из других стран. Хотя буйным поклонникам "червоно-бялых" далеко до наших хулиганов. По крайней мере побоищ, хотя бы отдаленно напоминающих то, что случилось на Манежной площади 9 июня, в Польше нет и в помине. Кто считает такое достижение поводом для гордости, может этим гордиться.

Но вернемся к недавним событиям в Турине и Боснии, которые, собственно, и заставили в очередной раз поднять тему футбольного хулиганства.

Во вторник "Милан" перед встречей с московским "Локомотивом" проверял свои силы на "Торино", плетущемся в хвосте турнирной таблицы серии А. Уже к перерыву счет был 3:0 в пользу миланцев, что едва ли могло поднять настроение фанатам хозяев поля. В перерыве они попытались выйти на поле, чтобы озвучить свое недовольство политикой, проводимой директоратом клуба. Разгневанные болельщики стали ломать ограждения, отделяющие трибуны от прямоугольника газона "Делли Альпи". Чтобы сдержать толпу, полиция применила слезоточивый газ. Эта мера подействовала не только на фанов, но и на самих футболистов. Играть после распыления химического вещества стало довольно проблематично. Через 20 минут после начала второго тайма арбитр встречи Лука Паланка игру остановил. Впоследствии "Милану" было присуждена победа, а на домашний стадион "Торино" наложена дисквалификация.

История со срывом туринского матча получила широкий резонанс. При этом практически незамеченным осталось то обстоятельство, что в тот же уик-энд в Италии произошел ещё один инцидент, связанный со скверным поведением болельщиков. В календарном поединке второго итальянского дивизиона встречались "Анкона" и "Виченца". Вскоре после начала игры на газон полетела петарда, приземлившаяся точно в том месте, где полузащитник "Анконы" Марко Скенарди и защитник "Виченцы" Рикардо Фиссоре разговаривали с арбитром. Взрыв пиротехнического снаряда заставил рефери приостановить игру. После некоторых консультаций было решено встречу продолжить, но, как говорится в одном анекдоте, "осадок все-таки остался".

Неспокойно было в минувшие дни и в Боснии. Здесь самый популярный клуб страны "Сараево" приехал в гости к малоизвестной команде с милым названием "Порусье". Хозяева фаворитов не испугались и уже к началу второго тайма вели со счетом 2:0. Тут-то "Сараево" и подвели собственные болельщики: около 300 фанов, недовольных игрой своих любимцев, начали срывать пластиковые кресла и бросать их на поле – картина для нас вполне знакомая по телетрансляциям с раменского стадиона "Сатурн". Поклонники "Порусья" в долгу не остались – они выбежали на поле и начали швырять оторванные кресла обратно в сектор болельщиков "Сараева". Матч так и не был доигран, и остается лишь удивляться, что боснийская заварушка обошлась без жертв. Кстати, это далеко не первый подобный эпизод в Боснии. Ещё в августе Футбольная ассоциация Боснии и Герцеговины запретила сразу двум боснийским клубам проводить матчи на своих аренах. Причина та же – безобразное поведение болельщиков.

Читайте также

Выбор читателей