Г.Поттер охмуряет паству…

В Московской патриархии о Гарри Поттере говорят так: "Криминал есть безусловно. Поэтому если и давать православным детям эту книгу, то только в присутствии родителей, либо обязательно обсуждать ее в воскресной школе"

Как сообщило еще в январе издательство "Блумсбери", пятая книга английской писательницы Джоан Роулинг о приключениях юного волшебника "Гарри Поттер и орден Феникса" появится на прилавках 21 июня этого года. И вот после этой новости у нас в России стали происходить очень странные вещи. Сначала в московскую прокуратуру поступило заявление от председателя Тарусского отделения международного фонда славянской письменности и культуры Т.Квитковской, которая сочла, что в предыдущей книге – "Гарри Поттер и тайная комната" – содержатся "признаки религиозного экстремизма и вовлечения учащихся в религиозные объединение сатанинского типа", а затем и администрация Русской православной церкви посчитала, что снятый по книге фильм "пропагандирует колдовство и является бесовским наваждением, цель которого – дискредитировать православную церковь и христианство", и тоже направила в прокуратуру жалобу. Спустя непродолжительное время прокуратура провела проверку по обоим заявлениям и не нашла оснований для возбуждения уголовного дела по ст.282 УК РФ – "возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды".

Трудно судить, озаботились ли чиновники РПЦ предварительной консультацией с юристами. Однако, начиная собственное журналистское расследование, мы прежде всего заглянули в Уголовный кодекс. "...Пропаганда исключительности, превосходства или неполноценности граждан по признаку их отношения к религии... если эти деяния совершены публично или с использованием СМИ... совершенные организованной группой... наказываются лишением свободы на срок от 3 до 5 лет", – говорится в статье 282. Вот ведь как интересно: если бы у кого-то возникло такое желание, за травлю Гарри Поттера можно было бы по той же норме закона повернуть жалобу против самой РПЦ. А если еще вспомнить ст.14 Конституции, согласно которой "Российская Федерация является светским государством и никакая религия не может считаться... обязательной", а также ст.28 – "каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные убеждения и иные убеждения и действовать в соответствии с ними", а еще ст.29, по которой "никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них"... Впрочем, и не таких бьющих в глаза юридических ошибок в жалобе РПЦ пруд пруди, разбираться в них просто скучно. Но об одной не упомянуть просто нельзя. Ни книга, ни фильм не являются "средствами массовой информации", осуществляющими пропаганду. Хочешь – покупай книжку о юном маге, хочешь – нет. Равно как билет на киносеанс или видеокассету.

Теперь, выяснив, что официально предать юного Поттера анафеме церковь при всем желании не сможет, разберемся с тем, права ли она в том, что начала бить тревогу. Действительно ли от мальчишки в круглых очках и с волшебной палочкой исходит такая опасность для неокрепших душ? И в чем она, эта опасность? Наверное, лучше всего обратиться к первоисточнику. Сигнал "SOS" дают священники, значит, пусть они и растолковывают, где в детской сказке "сатанизм". В церкви Федора Стратилата, что в Архангельском переулке возле Чистых Прудов, со мной на эту тему разговаривать не захотели, а на журналистское удостоверение покосились как на нечто совершенно омерзительное. "Чудеса могут быть только от Господа или от дьявола, а ваш Гарри Поттер..." – благостные черты отца Д. исказились во гневе. "Простите, но это же всего лишь сказка, – заметила я, – а в сказках чудеса бывают даже по щучьему велению!". Священник сверкнул на меня очами и, не произнеся более ни слова, чуть ли не вприпрыжку направился к своей пастве: три или четыре старушки кротко дожидались его в одном из боковых приделов. Чуть поодаль пасся – видимо, в ожидании отпущения грехов – широкоплечий детина с толстенной золотой цепью на шее.

Ну ладно, судя по всему, низшее и среднее звено РПЦ просто не умеет и не хочет вести диалог с теми, кто "слепую веру" считает для себя недостаточной. У них полно работы с старушками. Может быть, в администрации Патриархии у меня получится найти собеседника? Ведь там просто обязаны вести просветительскую работу с теми, кого "страх божий" не отучил мыслить и рассуждать. Несмотря на то, что столичная прокуратура даже не думала опровергать сообщения о поступившей от РПЦ жалобе, отец Михаил из Московской патриархии первое время упорно пытался внушить мне, что ничего такого его ведомство не сочиняло. "Это отдельные верующие", – повторял он до тех пор, пока я не выложила перед ним распечатку сообщения информагентства. Это все-таки вынудило отца Михаила ответить на мой вопрос о том, в чем же "обвиняется" Гарри Поттер. "Криминал есть безусловно, – сказал он, – поэтому если и давать православным детям эту книгу, то только в присутствии родителей, либо обязательно обсуждать ее в воскресной школе совместно со священником. Конечно, люди безрелигиозные не верят в то, о чем говорится в этой книге. А верующие в том, что там содержится, усматривают греховность. Есть аналогии или даже прямые заимствования из практик ведовских, некоторых эзотерических...". Иными словами, хочешь читать про Г.П. – заставь родителей бросить все дела и изучай его похождения вместе с ними или не смей открывать книгу, пока не запишешься в воскресную школу... Но меня заинтересовало даже не то, скольких ребят мода на Поттера, по мнению отца Михаила, заставит лишний раз заглянуть в приход. Это чистой воды утопия. Важнее другое. "Скажите, отец Михаил, но ведь ведовские методы расписаны и в классической литературе – в "Князе Серебряном" Алексея Толстого дается заговор на остановку крови, методы воздействия на расстоянии практиковала героиня Куприна, а "Мастера и Маргариту" из-за того, что справедливость Воланда может показаться кому-то привлекательной, и вовсе надо запретить?"

Священнику мой литературный экскурс явно не понравился. "В нашем светском государстве запретить, к сожалению, нельзя, – вздохнул он, – но мы обязаны предупредить. Есть ведь такие люди как наркоманы. И, бывает, наркоманы приходят к людям, которые ни разу не пробовали наркотики, и говорят: "Да чего вы боитесь? Как вы можете осуждать то, чего вы ни разу не пробовали, о чем вы не знаете?". Но, к сожалению, обратного выхода из наркотической зависимости нет".

Неужели церковь боится, что все мы повально начнем колдовать? Ну что ж, давайте попробуем, а, читатели? Так. Встаньте, топните правой ногой и произнесите: "Сивка-Бурка, вещий каурка, встань передо мной, как лист перед травой!". Ну как? Вот видите, в результате "следственного эксперимента" лошадка не появилась.

Разумеется, плохо, когда десятки доверчивых подростков начинают скакать со шкафа, пытаясь летать, как юный волшебник. Ломают ноги... Но ведь после этого ни одному из них до седых волос не придет в голову верить в сказочные рецепты, даже самые волшебные. Ну а если запретить, эффект может получиться обратный. Если постоянно твердить ребенку "не ходи в кладовку" и запирать ее, он обязательно сунет туда нос. А если зажечь свет и показать, что в кладовке ничего, кроме сломанного стула и пакетов с гречкой нет, весь "нездоровый интерес" пропадет моментально.

Что же касается "моды на колдовство", которой так испугалась церковь, то тут тоже нужно уяснить очень важную вещь. Суггестия, телекинез, ясновидение – способности, которые даны далеко не каждому. Если бы заклинание действовало само по себе, чем бы маг отличался от обычного человека? Все бы стали магами, ведь соответствующими пособиями сейчас любой книжный развал пестрит. В одном из них я прочла такое объяснение механизма "работы" ведьмы: магическая атака – это создание некой энергетической стрелы из сгустка собственной воли колдуньи и подходящих космических влияний. Какие слова при этом произносит колдун, не очень важно. Героиня Терри Пратчетта, знаменитая ведьма из Ланкра матушка Ветровоск как-то вылечила деревенскую женщину от горячки, читая при этом заговор от мастита коз...

Получается, что даже с этой точки зрения церковь не ставит перед собой задачу бороться с колдовством как таковым, ведь она должна бы криком кричать, когда чуть ли не в любой ежедневной газете в разделе объявлений предлагается "100%-ный приворот за три дня" и обещается, что "черный маг снимет порчу" долларов эдак за 200.

Повременим пока с окончательным выводом – для ясности картины полезно узнать на этот счет мнение "профессионала сказки". Детский писатель Григорий Остер считает, что, выдвигая обвинение против Гарри Поттера, РПЦ повела себя непоследовательно, ведь "тогда придется выступать и против Бабы Яги, и даже Василисы Прекрасной, потому что она – тоже волшебница, а уж золотую рыбку Пушкина придется запретить просто немедленно как нечистую силу. Сказка есть сказка, она не имеет никакого отношения к развращению подрастающего поколения. Можно рассуждать о больших или меньших достоинствах, но никакой бесовщины я там не увидел. Это такие же волшебные сказки, как и многие другие, которые никак не портят душу ребенка". Психолог Елена Кузмич обратила внимание на другой аспект: "Поскольку эту книгу читают сейчас поголовно все подростки, многих из них это приучило читать вообще – до этого они открывали только страницы тех произведений, которые положены по школьной программе. Приключения Гарри Поттера погружают подростка в фантастический мир сказки, в мир игры, чего порой так не хватает в школе. Кроме того, эта книжка объединяет вокруг себя – подростки делятся впечатлениями, обсуждают содержание, по Интернету ищут версии на английском языке, и кто быстрее переведет, тот и герой. Это тоже очень неплохо. Повальное увлечение этой книгой, может быть, и не совсем уместно. Но это происходит потому, что, видимо, нет альтернативы. Если бы была у нас сейчас какая-нибудь отечественная увлекательная детская литература или игра, поттеромании, наверное, не было бы. Сегодня книжные прилавки завалены отвратительными боевиками, любой подросток вместо мороженого может найти себе иное "удовольствие", прочитав про похождения серийного убийцы или "ночной бабочки". А мир сказки в целом – это очень здорово, это работа с подсознанием, привыкание к ткани метафоры, и не нужны никому психологически сложные теории, нравоучения – добрая умная сказка сделает свое дело".

Вот, наконец-то, и добрались до золотого ядрышка! Гарри Поттер – это образец для подражания, причем не самый плохой. Чтобы бороться со злом и побеждать его, ему нужно хорошо учиться, ему нужно уметь дружить – разве это преступление? Тогда при чем здесь прокуратура? А вот при чем. РПЦ или даже "отдельные верующие" просто неправильно сформулировали свою жалобу. На самом деле, массовое издание "нечестивой" книги вполне может нанести ей материальный ущерб. Огромное число потенциальных прихожан с младых ногтей привыкнет к мысли о том, что исполнению желаний путь идет через твои собственные хорошие человеческие качества и трудолюбие, а к добру и свету, даже к Богу – НЕ ТОЛЬКО через церковь. К настоящему моменту на планете проданы уже более 192 миллионов экземпляров приключений юного волшебника. В России купивших уже вышедшие тома Роулинг насчитывается не одна сотня тысяч, да прибавить к ним тех, кто посмотрел фильм, а также тех, кто взял книгу почитать у знакомых... Вот чем РПЦ напугала сказка: в условиях свободы совести эта юная армия может по мере взросления дезертировать в стан людей, к религиозным догмам и ритуалам равнодушных. Кто тогда придет на смену послушным старушкам и раскаявшимся бандитам?

Примерно полтора года назад Патриархия обратилась в правительство РФ с инициативой закрепить отчисление 10% подоходного налога в пользу религиозных конфессий – в какую именно, остается на усмотрение самого гражданина. И вице-премьер Валентина Матвиенко, и глава МНС Геннадий Букаев сочли это абсурдом, ведь церковь у нас от государства отделена. А это значит, что церкви приходится бороться за свой хлеб насущный, то есть за "клиента", с любой идеологией, которая так или иначе может отнять у нее монополию за деньги (на свечки или заказные молитвы) проповедовать добро. Даже с модной сказкой.

Выбор читателей