"Транзитная" любовь

Если свести сюжет к простейшей формуле, то это история мужчины и женщины, которые случайно познакомились в аэропорту и провели ночь вместе. История довольно скучная

История любви (Decalage horaire)
Франция, 2002
Режиссер: Даниэль Томпсон
В ролях: Жюльетт Бинош, Жан Рено, Серхи Лопес


Двое встречаются в аэропорту во время забастовки. Он и она. Самолеты не взлетают. Ее телефон тонет в унитазе. Он любезно позволяет ей воспользоваться своим. Спустя полчаса ей перезванивают на высветившийся номер. Он ищет ее по всему аэропорту и находит в обществе мужчины. "Ваша мама просила передать, чтобы вы остерегались одного ужасного типа", – сообщает он. Девушка объясняет, что "этот тип" – перед ним. Происходит гнусная сцена. "Спасибо, вы спасли меня, – произносит она. – Я просто не могла найти слов, чтобы порвать с ним". Отличная завязка для новой французской романтической комедии. Но может ли быть смешным и романтичным дуэт Жана Рено и Жюльет Бинош? Как выяснилось – увы, скорее "нет", чем "да".

Образ, воплощенный Рено, немного сложнее, чем нужно, а Бинош в комедийном амплуа просто нелепа. Для нее комедия – это нечто новое, неизведанное, и она явно совершает на экране "подвиг". Подобно тому, как отличница, которая отвечает урок на три, выезжает за счет авторитета, Бинош получает в свой дневник пять с минусом. Потому что Бинош нельзя забыть или разлюбить. Гениальность образа, созданного некогда этой актрисой, возвращается к ней только вместе с отсутствующий выражением лица, которое придал ей в своих ранних фильмах Лео Каракс. Но даже когда эта гениальность вообще перестает быть, ожидание волшебства по привычке сильно затуманивает зрительские мозги.

Из-за того, что актеры явно добиваются абсолютно различных профессионально-эгоистических целей, их дуэт выглядит несколько натянуто. А фильм из-за этого похож не на французскую комедию, а на проходную голливудскую мелодраму. Перед нами довольно скучная история о "транзитной" любви, случившейся в парижском аэропорту между косметологом Розой и бизнесменом Феликсом. Представители разных социальных слоев и психологических типов, они, как полагается, поначалу раздражают друг друга. Оба не особенно хорошо соображают. Оба не желают расставаться со своими милыми недостатками. Мысли их заняты собственными проблемами: Роза бежит от жизни, к которой привыкла, Феликс гонится за уходящей любовью. Он – замкнут и находится на грани нервного срыва; она – разговорчива от переизбытка новых для нее ощущений.

"Если свести сюжет к простейшей формуле, то это история мужчины и женщины, которые познакомились и провели ночь вместе, – рассказывает режиссер Даниель Томпсон. – Обычно меня спрашивают, что именно значит "провели ночь вместе"? Надо ли понимать, что они переспали? Ответить на этот вопрос – всё равно, что сразу же назвать имя убийцы в детективе".

Феликс – "обамериканившийся" француз. Людей такого типа можно встретить в любой стране. Их язык засорен американизмами, у них нет дома, они пьют таблетки, чтобы уснуть, и кофе, чтобы проснуться, их жизнь дошла до критической точки, будущее их почти всегда неясно. Роза же, напротив, существо домашнее, мало искушенное, жертва моды, женщина, которая даже за хлебом выходит с тонной макияжа на лице. Они совсем не готовы к встрече друг с другом.

Этот фильм, который до выхода в прокат назывался "Разница во времени", открыл последний фестиваль "Лики любви". Над сценарием к нему Даниель Томпсон работала в соавторстве со своим сыном Кристофером. С точки зрения режиссуры, ритм картины выдержан очень четко: "История любви" не разваливается на куски, даже несмотря на единство места – не нужно забывать, что большая часть действия происходит в аэропорту.

"Снимать в аэропорту Шарля де Голля было настоящим приключением. Мне очень хотелось использовать знаменитый терминал F, оформленный архитектором Полем Андриё, который я считаю великолепным, – рассказывает Даниель Томпсон. – Но когда разрешение на съемки было получено, произошли события 11 сентября. Всё нужно было начинать заново". В конце концов, съемочной группе было позволено проводить съемки в течение пяти дней. Таким образом, в аэропорту Шарля де Голля была отснята сцена первой встречи Феликса и Розы и еще несколько эпизодов; остальной материал был сделан в аэропорту Лилля.

"История любви" – это, безусловно, женское кино. Фильм рассказывает о том влечении и притяжении, которое в некотором смысле является противоположностью страсти. "По поводу этого фильма с Жюльет Бинош мои дети выражались вполне определенно, – рассказывает Жан Рено. – Пятилетняя дочь Серена плакала. Она была очень тронута всей этой ситуацией. Вы можете думать, что фильм комедийный, но вы никогда не поймете, что о нем думают дети".

Выбор читателей