Страсти по сетевой халяве

На поверку сетевая халява оказывается либо не халявой в чистом виде, либо совершенно ненужной халявой, либо халявой, которую практически невозможно получить

Каждый новый пользователь в какой-то момент делает для себя открытие: в Интернете море халявы. Здесь можно найти практическую любую компьютерную программу и в подавляющем большинстве случаев бесплатно ее скачать (даже если программа и не относится к разряду freeware, то, как правило, можно без особого труда найти "кряк" к ней), не говоря уж об архивах MP3, графических файлах, бесплатных счетчиках и т. п. Практически все серверы по поиску работы пестрят объявлениями для, сулящими немалые суммы только за просмотр рекламы на своем мониторе... И т.д., и т.п.

Все это укладывается в одно простое и емкое слово на букву "х". Халяве посвящено в Сети огромное количество сайтов и обзоров. Здесь и обзоры бесплатного хостинга, и ссылки на различные программы для заработка за счет просмотра рекламных объявлений или на сайты, где заполнивший небольшую форму может получить новенький коврик для мыши или майку с логотипом...

А затем пользователь делает для себя еще несколько важных открытий. На поверку сетевая халява оказывается либо не халявой в чистом виде, либо совершенно ненужной халявой, либо халявой, которую практически невозможно получить.

Бесплатный хостинг

Серверы бесплатного хостинга обычно пользуются большой популярностью. Главный плюс таких серверов состоит в том, что за предоставляемое место на сервере не нужно платить. Но при более внимательном рассмотрении можно обнаружить недостатки, которые перекрывают данное преимущество.

Во-первых, любой подобный сервер полностью бесплатным можно назвать лишь условно. Большинство из них поначалу действительно предоставляли пользователям бесплатный сервис, но на определенном этапе своего развития (точнее, при достижении определенного количества размещенных сайтов с определенным уровнем совокупной посещаемости) начинали брать с пользователей условную плату, заключающуюся в обязательном размещении на их сайтах рекламных баннеров. При этом хостеры обычно не считаются с тематикой пользовательских сайтов, вследствие чего на них можно обнаружить рекламу чего угодно – скажем, рекламу "девочек" на страницах религиозного содержания. Отдельные серверы бесплатного хостинга (например, известный в прошлом GeoSites.Com) пошли еще дальше и ввели дополнительные платные услуги, ограничив собственно бесплатный хостинг минимальным набором предоставляемых сервисов.

Второе неудобство бесплатного хостинга в том, что хозяева сервера вправе в любой момент изменить условия сервиса, вплоть до полного отказа в предоставлении бесплатных услуг; в итоге владелец ресурса, на раскрутку которого было потрачено немало времени и сил, в какой-то момент будет вынужден начинать все с самого начала – по другому адресу. Поэтому размещение на таких серверах небольших корпоративных сайтов (а это довольно распространенный случай) может быть оправданно только на начальном этапе. Нужно также принять во внимание качество услуг большинства серверов бесплатного хостинга (частые простои в работе, что равнозначно потере клиентов, ограничения на уровне средств программирования и т. д.). К тому же раскрутка сайтов с адресами типа "что-то.boom.ru" гораздо сложнее, чем "что-то.ru". Ведь многие каталоги и поисковые системы не принимают сайты, размещенные на серверах бесплатного хостинга, понижают для таких ресурсов значения в рейтингах и различных коэффициентах популярности.

Вещевая халява

Очень часто на различных сайтах (преимущественно зарубежных) можно встретить обещание выслать какую-либо вещь (чаще всего – коврик для мыши, майку, бейсболку, ручку, CD, журнал и пр.). И всё это богатство – всего лишь в обмен на время, потраченное на участие в опросе или заполнение анкеты...

Получив анкету с адресом электронного почтового ящика потенциального клиента, фирма высылает ему каталог и прайс-лист своих услуг с обещанной вещью, на которой непременно красуется ее логотип. Майку, бейсболку, коврик для мыши или там ручку вряд ли можно назвать важным приобретением, ради которого стоило заполнять длинные анкеты на английском языке. А присылаемые компакт-диски обычно содержат только сэмплы музыкальных и видеопроизведений или триал-версии программ. Оно вам надо?

Полезным приобретением из числа сетевой халявы можно назвать официальную туристическую литературу (путеводители, карты и т. д.), бесплатно рассылаемую центрами туристической информации. Но, согласитесь, с путеводителем по какому-нибудь заштатному западноевропейскому городку имеет смысл знакомиться только в случае, если собираешься в ближайшее время туда поехать.

Однако несмотря на очевидную бесполезность большей части ассортимента вещевой халявы, в Сети существует огромное количество сайтов "для Плюшкиных", содержащих информацию о том, что и где раздается на халяву в Интернете в данный момент. И тысячи пользователей заполняют анкеты, а почтовые службы исправно доставляют по миру маечки, коврики, ручки и рекламные каталоги (правда, лишь в том случае, если после заполнения анкеты фирма не заявит, что рассылает "бонусы" только по территории, скажем, США).

Манимейкерство

Но всё это ничто по сравнению с другой халявой, измеряемой в зеленых купюрах. Речь о пресловутых "реальных деньгах, которые можно заработать в Сети, особенно ничего не делая". Такой способ зарабатывания денег в Сети был наиболее привлекателен года два назад, когда американские компании вроде "Spedia" были на пике популярности. Но и сейчас, к примеру, серверы по поиску работы пестрят размещенными объявлениями, которые сулят каждому ОГРОМНЫЕ заработки.

Можно выделить три основных вида заработка в Сети за счет рекламных компаний:
– веб-серфинг (наиболее популярный способ, выраженный в оплате за количество просмотренных рекламных баннеров);
– просмотр электронных рекламных писем (проще говоря, чтение спама);
– заполнение анкет (но чаще всего за участие в опросах можно получить какую-нибудь вещевую халяву, а не реальные деньги).

Для того чтобы начать зарабатывать, пользователю необходимо всего лишь зарегистрироваться на сервере рекламной компании, заполнив специальный формуляр, а потом в соответствии с "заслугами" получать заработанные деньги в виде чека по почте, который останется только обналичить в банке.

Родоначальником оплачиваемого серфинга была американская компания All Advantage, появившаяся еще в середине 90-х и первой распространившая свою программу-приложение к броузерам для просмотра рекламных сообщений. Ближе к концу 90-х годов появились компании, которые уже не требовали от пользователя скачивать специальные программы, для просмотра баннеров нужно было просто зайти на их веб-сервер.

Не вредно знать заранее, что верить обещаниям многочисленных компаний, обещающих заплатить деньги, можно отнюдь не всегда. Все рекламные агентства в Сети, предлагающие пользователям заработать деньги, можно разделить на три основные группы:
– компании, которые только начали работу и пока набирают пользователей. Обещают начать платить после того, как проект начнет давать прибыль, то есть когда за размещенную рекламу заплатит рекламодатель. При этом совершенно не факт, что проект окажется прибыльным;
– компании, которые набирают пользователей из России и других стран СНГ, но при этом де-факто в Россию ничего не платят, а работают с западными юзерами;
– компании, от которых конкретные пользователи в России получили реальные деньги (то есть от них пришли чеки). Таких – единицы. Упомянутая "Spedia", кстати, реально платила деньги. Однако в настоящее время нет ни одной компании, которая действительно платила бы российским пользователям за просмотр рекламы.

Часто одни и те же компании предлагают и серфинг, и рассылку электронных писем, и другие способы зарабатывания денег. Это может быть участие в играх и лотереях, специальных голосованиях, заполнении анкет и т.д. Кроме того, большинство компаний для увеличения численности клиентов предлагают некую реферал-программу, действующую по схеме типичного многоуровневого сетевого маркетинга. То есть каждый зарегистрировавшийся пользователь может привлечь в систему других клиентов и получить за это деньги. То есть, "МММ", натурально...

Везде действует примерно одного типа пирамида с различным количеством уровней (от 3 до 10). Как правило, существует специальный бонус, который пользователь получает за привлечение нового клиента (т.н. "реферала"). Кроме того, он получает определенные проценты от деятельности привлеченного им клиента, а также проценты от деятельности клиентов, привлеченных уже этим клиентом, и т. д. То есть образуется особая разветвленная сеть, и чем больше клиентов привлекает пользователь, тем больше он получает. В теории.

Обещания крупных заработков, которые сегодня можно встретить на многих сайтах, – именно реклама по привлечению рефералов. На одном серфинге даже во времена, когда за это действительно платили, можно было заработать не очень большие суммы, а крупными реферальными сетями могли похвастаться только отдельные и наиболее удачливые энтузиасты, которые проводили в Сети сутки напролет.

Но тут до рекламодателей дошло, что бессмысленно показывать рекламу тем, кто получает деньги за ее просмотр, – всё равно они ничего из рекламируемого не купят. К тому же в те времена, когда уровень заработка пользователя определялся количеством показов баннеров и кликов по ним, была весьма высока вероятность накруток. Ушлые программисты разработали десятки различных программ, имитировавших действия пользователя в процессе веб-серфинга. Такие программы постоянно обновляли страницы, двигали мышью и, конечно, кликали по баннерам. Естественно, это очень не понравилось рекламодателям, которые в итоге стали расходовать свои рекламные бюджеты более продуманно. А пользователю теперь остается смотреть ту же самую рекламу, но уже ничего не получая за ее просмотр. Даже если ему это и обещают...

Полную версию материала можно прочитать в журнале "Планета Internet". Перепечатка только с разрешения редакции "Yтро.RU" и "Планеты Internet ".

Читайте также

Выбор читателей