Нефть делить не будут

Более чем десятилетний период Россия не смогла наладить практику разработки месторождений на условиях раздела продукции. Теперь время СРП безвозвратно (будем надеяться!) прошло

Правительство поставило точку в дискуссии по поводу соглашений о разделе продукции (СРП). Давно шли разговоры: быть им или не быть, делить или не делить? Ответы давались прямо противоположные, сплошь категоричные и эмоциональные, но никого эта тема не оставляла равнодушной. За рубежом напряженно следили за ходом решения в России извечных гамлетовских вопросов. Оно и неудивительно, ведь продукция, которую делят по таким соглашениям в нашей стране, – это прежде всего нефть, а делят ее между добытчиками-инвесторами и государством. Так вот, недавно государство решило, что режим СРП нам ни к чему. Те СРП, которые были заключены ранее, отменять, конечно, было бы некрасиво, но вот новых, по всей видимости, уже не будет. Установлено правило, согласно которому желающие разрабатывать месторождение в режиме СРП должны вначале выставить его на аукцион. А вдруг найдутся инвесторы, готовые работать там и без заключения такого соглашения, т.е. в условиях национального налогового режима? Таким образом, СРП становится запасным вариантом, причем большинство экспертов полагают, что фактически это будет означать его исчезновение из практики. Хорошо это или плохо, и в чем же была прелесть СРП?

"Россия отпугивает инвесторов", – так прокомментировала правительственное решение по СРП немецкая деловая газета "Хандельсблат". Она предсказывает самые негативные последствия этого шага для российского ТЭК. Будут заморожены запланированные миллиардные инвестиции концернов Royal Dutch/Shell, BP, Norsk Hydro и Statoil. Особый налоговый режим, предоставляемый в рамках СРП, по мнению экспертов немецкой газеты, крайне необходим для финансирования затратных разработок российских месторождений.

И действительно, так уж повелось, что если в стране, где недостает денег и стабильности, иностранным инвесторам недосуг продираться сквозь дебри витиеватого налогового законодательства, с ними заключается СРП. Оно выводит созданное инвестором предприятие из-под действия национального налогового режима и служит ему гарантией от неприятных сюрпризов туземного законодательства и даже от смены власти в стране пребывания. А за это инвестор обязуется делиться с государством тем, что накопал на его земле (или, скажем, на шельфе). Схема простая и "нецивилизованная", но, как правило, работает.

Что касается России, она уже более десяти лет только тем и занимается, что всеми правдами и неправдами заманивает к себе инвесторов – куда угодно, но лучше всего, конечно, в "нефтянку". И, конечно же, при нашем-то неблагоприятном инвестиционном климате мы вам предоставим "эксклюзив" – условия СРП... Подобные подходы и стереотипы сложились в РФ не только под влиянием объективных неблагоприятных обстоятельств прошедшего десятилетия – их упорно навязывали наши внешние партнеры. Они занимаются этим и до сих пор. "Энергетический сектор – самая перспективная область для развития российско-американских экономических отношений", – заявляет посол США в России Александр Вершбоу. Россия, по мнению официального Вашингтона, может претендовать на роль одного из основных поставщиков энергоресурсов на мировой рынок, в том числе и в США. Но развитие энергетического диалога с Россией Штаты напрямую увязывают с законодательным обеспечением режима СРП. Короче, получается, что правительство, отказавшись от раздела продукции, буквально собственными руками зарезало курицу, несущую золотые яйца.

Однако посмотрим на это ужасное событие иначе, попытавшись отрешиться от комплексов и стереотипов развивающегося государства. Вот, кстати, менее официальные представители США полагают, что соглашения о разделе продукции уже вовсе не так актуальны для России. Сара Кэрей из международной юридической компании Squire, Sanders & Dempsey говорит: "Соглашения о разделе продукции стабилизируют налоговый режим для инвесторов, но в России он и так стабилен. Неопределенность с налогами, имевшая место ранее, была связана с регулирующими инициативами местных властей, но теперь им запрещено это делать". Может, и немного наивный взгляд на нашу суровую действительность, но суть дела он отражает. Сегодняшний национальный налоговый режим в России, по мнению многих экспертов, вполне соответствует цивилизованным стандартам. Например, он сопоставим с налоговым режимом Норвегии – развитой страны, ведущей добычу углеводородов. Так что предпосылки для использования режима СРП практически отсутствуют.

Кроме того: а много ли золотых яиц снесла эта злополучная курица? Оказывается, немного. За все предшествующие годы, когда использование СРП было еще как-то оправданно, широкого распространения эта практика так и не получила. Эксперты называют всего три примера более-менее эффективного применения этого механизма привлечения инвестиций в нефтегазовом секторе: это проекты разработки нефтегазовых месторождений на шельфе Сахалина – "Сахалин-1" и "Сахалин-2", а также месторождения "Харьяга" в Республике Коми. Характерно, что все три были подписаны еще в первой половине 90-х годов, до принятия закона об СРП. Вместе с законом был утвержден перечень месторождений, по которым планировалось заключение СРП. В настоящее время около трех десятков месторождений в России – потенциальные кандидаты на режим раздела продукции, на них уже сейчас добывается суммарно 72 млн. тонн нефти в год. Но вот парадокс: ни одного соглашения после принятия закона заключено не было! Всё разрабатывается в обычном налоговом пространстве РФ.

Более того – заключенные соглашения реализуются со скрипом. Нешуточным масштабом, к примеру, отличается проект "Сахалин-1", предполагающий капиталовложения в $12 млрд. Однако с 1996 года в него реально вложили немногим более одного миллиарда, так что и уровень добычи там соответственный. На "Сахалине-2" – и того нет. При этом цена "Сахалинов" для России потенциально может оказаться просто удручающей: экономия на качестве оборудования и экологических платежах делают эти проекты главной экологической угрозой для региона.

Итог таков: если российские нефтяные компании (действующие в национальном налоговом режиме) за первые два месяца этого года добыли 58,76 млн. тонн нефти, то операторы СРП – только 75,7 тыс. тонн.

Правда, ситуацию мог улучшить альянс Тюменской нефтяной компании с British Petroleum, которые недавно заключили просто-таки грандиозное соглашение о создании на паритетных началах совместной компании, к которой отойдет большая часть их активов. Одной только наличности ВР вложит $3 миллиарда, а еще будет ежегодно вносить по $1,25 млрд. собственными акциями в течение трех лет. И всё это, как полагают эксперты, в расчете на то, что ТНК пролоббирует им работу на условиях СРП. Но теперь, в свете последних решений правительства, это вряд ли удастся – придется добывать нефть в национальном режиме. Расчеты не оправдались – об этом свидетельствует тот факт, что Standard&Poors изменил рейтинг ВР на негативный после заключения сделки с ТНК.

Хорошо это или плохо, но за более чем десятилетний период Россия не смогла наладить практику разработки месторождений на условиях раздела продукции. Теперь время СРП безвозвратно (будем надеяться!) прошло. Национальная "нефтянка" набрала неплохие обороты – у нее 8%-ный годовой прирост. Уже всерьез поговаривают о том, что в ближайшие годы неплохо бы стабилизировать объемы разработки нашего "черного золота", а то экспортные возможности не поспевают за нефтедобычей. Попросту говоря, не хватает труб. Впрочем, и трубы будут. Начала качать нефть Балтийская трубопроводная система, обсуждаются проекты новых нефтепроводов: в Китай (Ангарск – Дацин плюс ветка до Находки) и из Западной Сибири в Мурманск. Российские нефтяники полны оптимизма и в основной своей массе готовы обойтись без СРП. Особенно пропагандирует национальный режим "ЮКОС".

Российская "нефтянка" в принципе довольно выгодный объект для инвестирования, даже в национальном налоговом режиме. Однако, смотря с чем сравнивать. Арабскую нефть, к примеру, добывать куда дешевле. Сейчас западные нефтяные компании пребывают в томительном ожидании окончания разборок с Хусейном: они чувствуют, что дело пахнет крупным переделом иракской нефти. Может оказаться, что мировым нефтяным гигантам скоро будет просто не до России, с её бесконечными болотами и вечной мерзлотой. И тут уж никакие льготы не помогут.

Выбор читателей