С возвращеньицем, Феликс Эдмундович!

В России не существует гражданского контроля над деятельностью спецслужб, а парламентский контроль носит формальный характер. Сосредоточение всех силовых структур в одном органе чревато серьезными опасностями для общества

То, что началось в административно-властном аппарате России после празднования 8 Марта, некоторые зарубежные СМИ тут же окрестили "тихой революцией Путина". Напомним, что были упразднены Федеральная служба налоговой полиции (ФСНП) и Федеральное агентство правительственной связи и информации (ФАПСИ). Федеральная пограничная служба (ФПС) передана в ведение ФСБ. Функции по пресечению налоговых преступлений делегированы МВД – что ни говори, у милиции система "собирания налогов" работает как часы, так пусть это ведомство и о государственных доходах позаботится. За казну теперь можно не беспокоиться: доблестный страж порядка к традиционному вопросу о наличии регистрации будет присовокуплять новый: "А налоги ты заплатил?". Бывшим налоговым полицейским придется переквалифицироваться: вместе со своей материальной базой они будут теперь заниматься борьбой с распространением наркотиков в специально созданном для этого комитете. Что касается ФПС, за нее особенного беспокойства никто не испытывает: ее нельзя ни ликвидировать, ни существенно видоизменить (передав ее функции, скажем, рыбнадзору). Просто эта служба возвращается в лоно организации, занимающейся безопасностью страны. Отныне, как и в добрые советские времена, границы нашей Родины будут охранять "комитетчики", только и всего. С правительственной связью и информацией дело обстоит несколько сложнее: их делят (и никак не поделят) между ФСБ и Министерством обороны. И, в принципе, всё идет к тому, что львиную долю растерзанной спецслужбы получит "Комитет": не зря ведь идея присоединения ФАПСИ к ФСБ витает в воздухе уже несколько лет – "фапсисты" в основной своей массе станут "ФСБшниками".

В итоге ФСБ получила очень важные ресурсы – это контроль над границами, спецсвязь и особая правительственная информация. Причем информация самая разнообразная, ведь по закону ФАПСИ значилось в числе ведомств, имеющих право заниматься разведывательной деятельностью. Правозащитники уже обратили внимание на то, что укрупняющаяся ФСБ обладает задатками, возможно, более опасными, чем прежний КГБ. Комитет был, по сути, частью государственного механизма и служил важнейшим инструментом партии. В этом смысле его деятельность была строго подконтрольна и регламентирована. Нынешняя ФСБ не входит в государственно-властный механизм страны, она, по идее, всего лишь часть "обслуживающего" аппарата, которая ведает вопросами безопасности. Но это не устраняет, а наоборот, усиливает необходимость контроля над ней. А вот здесь у нас пробел: в России сегодня нет даже зачатков гражданского контроля над деятельностью спецслужб, а парламентский контроль носит сугубо формальный характер. В этой ситуации сосредоточение всех силовых структур в одном органе чревато серьезными опасностями для общества.

Конечно, вряд ли можно представить себе возврат к идеологическому давлению и контролю со стороны государства – все-таки, мы теперь часть "цивилизованного" мира (хотя в США, к примеру, "промывка мозгов" налажена, и весьма неплохо). Однако современные спецслужбы сосредоточены на другом: они предпочитают контролировать общество, отслеживая человека в его "внешних проявлениях". Например, в Канаде у всех граждан давно взяты отпечатки пальцев и рисунок сетчатки глаза, и там не считается чем-то зазорным иногда последить за простым человечком по его кредитным карточкам – так, ради профилактики. И ничего, демократическая себе страна...

Контроль над законопослушными гражданами усиливается независимо от того, сколько спецслужб существует в стране, однако чем более централизована их система, тем ей проще следить за обществом, а обществу – труднее тягаться с ней. Существование нескольких мощных самостоятельных спецслужб в России создавало ситуацию, в чем-то напоминающую мировой расклад эпохи "холодной войны": был некий баланс сил. В эпоху силового баланса спецслужб рядовым гражданам жить было легче, да и властям было проще контролировать эти самые спецслужбы. Одну, но мощную службу поставить под контроль куда труднее.

Что же будет теперь? Удастся ли поставить ФСБ под контроль власти и общества? Тут нельзя не отметить, что Россия продолжает политику "равнения на старшего брата". В 1991 году именно система спецслужб США послужила моделью для реорганизации КГБ. Тут можно провести прямые аналогии: ФБР – ФСБ, АНБ (Агентство национальной безопасности) – ФАПСИ, ЦРУ – СВР. Вот только ФАПСИ до АНБ не дотянуло: американский аналог представляет собой настоящий мозговой центр, где собирается, анализируется и затем направляется "наверх" вся информация, добываемая спецслужбами. Впрочем, иные эксперты утверждают, что ситуация, когда "доступом к уху" обладает широкий круг ведомств, тоже по-своему хороша: во-первых, есть возможность перепроверить информацию, а во-вторых, власть не так зависит от своего единственного "нашептывателя". Но, как бы то ни было, теперь в России перенимают уже новые американские идеи – в США ведь недавно было создано Министерство внутренней безопасности.

Однако если желание укрупнить ФСБ вполне объяснимо с точки зрения государственных интересов, и даже ориентацию на американский опыт тоже можно понять, то вот метод реформирования спецслужб ("Что, не ждали?") иначе как тихой революцией действительно не назовешь. Шутка ли дело: сотрудники спецслужб (вплоть до генералов) узнали о произошедших переменах (например, в ФАПСИ – о своей ликвидации) из новостей, когда главы этих спецслужб уже принимали дела на новых местах работы.

Конечно, на самом верху всё продумали заранее, и дело было сделано в лучших традициях 1991 года. После той молниеносной "реорганизации КГБ" отечественные спецслужбы, подорванные морально и материально, хотя и оправились, но уже не смогли, как прежде, тягаться с американскими. Нынешняя реформа грозит капитальным разладом в работе спецслужб, а также новыми кадровыми потерями.

Выбор читателей