Ирак: на смену диктатуре придет маразм

Вашингтон склоняется ко мнению назначить будущим главой Ирака экс-министра иностранных дел этой страны Аднана аль-Пачачи. Правда, ему скоро стукнет 80 и нет уверенности, что он не впал в маразм

Вашингтон все больше склоняется ко мнению назначить будущим главой Ирака экс-министра иностранных дел этой страны Аднана аль-Пачачи.

В конце февраля представители американской администрации провели с ним тайные переговоры. До того, в первой половине прошлого месяца, с аль-Пачачи уже имел беседу представитель президента США по связям с иракской оппозицией Залмай Халилзад. На сей раз встреча состоялась в Абу-Даби при содействии шефа Службы общей разведки ОАЭ Хизы бин-Заида. С американской стороны в ней приняли участие Залмай Халилзад и двое высокопоставленных сотрудников ЦРУ. По некоторым сведениям, к переговорам также имела отношение бывший посол США в Кувейте Барбара Бодин. Планируется, что после свержения Саддама Хусейна она войдет в состав временной военной администрации в качестве губернатора центральной части Ирака и его столицы.

Согласно указанным источникам, представители Вашингтона предложили аль-Пачачи возглавить по окончании войны временную гражданскую администрацию Ирака. В ответ экс-министр выдвинул ряд собственных условий, при выполнении которых он согласен взять на себя роль "иракского Карзая". Большинство из них касаются полномочий и состава будущего правительственного кабинета. В ходе беседы аль-Пачачи подчеркнул, что выступает против любой формы децентрализации иракского государства по этно-религиозному признаку. Кроме того, он настаивает на скорейшем выводе американских войск и сохранении господствующего положения в стране арабо-суннитского меньшинства. Залмай Халилзад пообещал довести эти условия до сведения вышестоящего руководства и в ближайшие несколько недель вновь встретиться с аль-Пачачи.

* * *

Аднан аль-Пачачи, которому скоро исполняется 80 лет, считается одним из старейших ближневосточных политиков и пользуется уважением не только в рядах иракской оппозиции, но и в высших эшелонах власти багдадского режима. Он также поддерживает тесные связи с рядом государственных деятелей нефтяных монархий Аравийского полуострова. Вместе с тем, отношение к аль-Пачачи в арабском мире весьма неоднозначно, чему способствуют его собственные действия и выступления. С одной стороны, он разделяет многие взгляды Хусейна, а с другой – более трех десятилетий призывает к свержению баасистского режима. С начала 90-х весьма влиятельные силы в Вашингтоне связывают с его именем надежду на реализацию собственных интересов в Ираке. При этом экс-министр открыто называет многих членов американской администрации не иначе как "сионистским лобби". Кроме того, аль-Пачачи всегда оказывал поддержку палестинскому национальному движению и считался непримиримым противником еврейского государства. Однако данная позиция не помешала ему направить своего личного представителя Гасана аль-Атию на встречу с израильтянами, которая состоялась в Каире летом 2000 года. Не менее противоречивой представляется и самооценка аль-Пачачи, озвученная в интервью региональной и западной прессе. Отвечая на вопросы одного журналиста, он называет себя "убежденным арабским националистом", а в беседе с другим – "гражданином мира". Ближневосточные аналитики теряются в догадках: что это – тонкая политика искушенного дипломата, дешевый популизм или обыкновенный старческий маразм? Но, как бы там ни было, практически все участники иракского конфликта сейчас пытаются заручиться поддержкой опытного и авторитетного экс-министра.

Аднан аль-Пачачи родился в 1923 году во влиятельной арабской семье суннитского вероисповедания. Во время Первой мировой войны его отец, дядя и тесть активно поддерживали англичан с целью изгнания турецких наместников с иракских земель. Являясь сторонниками полной независимости Ирака, впоследствии они выступили уже против британской администрации. В 30-е – 50-е годы представители клана аль-Пачачи занимали видное положение в общественно-политической жизни Ирака. Поэтому неудивительно, что молодой Аднан сумел сделать блестящую карьеру на дипломатической службе. В 1959 г. он был назначен представителем Багдада в ООН, а шесть лет спустя занял пост министра иностранных дел. В этом качестве аль-Пачачи в частности выступал за более активное участие Москвы в развитии иракской нефтяной промышленности. В 1967 г. зам. генерального секретаря партии БААС, шеф ее тайного аппарата "Аль-Джихаз аль-Кхас" Саддам Хусейн инициировал отстранение аль-Пачачи от занимаемой должности и тот был отправлен в почетную "ссылку" в Нью-Йорк, вновь став представителем Ирака в ООН. На этом посту Аднан пробыл до 1969 года, после чего его отозвали на родину с понижением в иерархии внешнеполитического ведомства. Между тем летом 1968 г. сторонники БААС захватили власть в Багдаде, и осенью следующего года Саддам Хусейн стал вице-президентом, а также зам. председателя Совета революционного командования по вопросам внутренней безопасности. Одновременно в высшем руководстве страны развернулась ожесточенная борьба за власть, сопровождаемая бесконечными интригами, заговорами и убийствами. Осознавая шаткость своего нового положения, аль-Пачачи в 1971 г. бежал в Арабские Эмираты. Вскоре он получил там политическое убежище, став личным советником президента ОАЭ шейха Заеда аль-Нахайяна. Здесь же опальный министр основал иракскую оппозиционную организацию "Центристско-демократическая тенденция" (ЦДТ).

В начале 90-х ряд сотрудников Госдепартамента и ЦРУ высказали идею о том, что аль-Пачачи может стать наиболее перспективным союзником США. По их мнению, он олицетворяет собой наследие иракской парламентской системы досаддамовского периода. К тому же, аль-Пачачи представляет наиболее влиятельную арабо-суннитскую общину Ирака, а также пользуется авторитетом не только у себя на родине, но и в сопредельных арабских странах. Чиновники Госдепа и ЦРУ рассматривали ЦДТ в качестве идеальной альтернативы недееспособному и коррумпированному Иракскому национальному конгрессу (ИНК) Ахмеда Чаляби. Их поддержали несколько сотрудников администрации Клинтона, и уже в 1992 г. американцы наладили постоянную связь с аль-Пачачи. С приходом к власти Буша-младшего в отношении Белого дома к ЦДТ мало что изменилось. Его по-прежнему активно лоббирует Госдепартамент, ряд офицеров ближневосточных отделов Разведывательного и Оперативного управлений ЦРУ, а также некоторые "внешние" советники Белого дома. Вместе с тем, против чрезмерного сближения с аль-Пачачи энергично выступает Пентагон и многие представители Конгресса (особенно связанные с произраильским лобби AIPAC) .

* * *

В последнее время под воздействием ЦРУ и Госдепа лидеры иракской оппозиции всячески стараются заручиться поддержкой аль-Пачачи. С этой целью в конце февраля к нему обратился лидер Демократического союза Курдистана Джаляль Талабани с предложением войти в руководство объединенной иракской оппозиции. Несколько дней спустя лидеры ИНК, курдских и шиитских организаций проголосовали за принятие аль-Пачачи в ее руководящий совет. Однако в обоих случаях экс-министр категорически отказался от сотрудничества с объединенной оппозицией. Он даже подверг сомнению сам смысл ее деятельности и перспективы на будущее в поствоенном Ираке. Одновременно аль-Пачачи сообщил о намерении провести конференцию независимых сил иракской диаспоры, не связанных с Вашингтоном и выступающих против багдадского режима. Она должна состояться 29 марта в Лондоне и будет направлена на создание самостоятельного политического блока. По словам аль-Пачачи, данная организация призвана стать альтернативой объединенной иракской оппозиции. Экс-министр также стремится к введению у себя на родине парламентской демократии светского характера, причем американская военная администрация или власть объединенной оппозиции, по его мнению, лишь воспрепятствуют достижению этой цели. Аль-Пачачи уверен, что при восстановлении иракской государственности и свободной рыночной экономики Багдад должен опираться в первую очередь на помощь арабских стран. Особенно это касается ОАЭ, Саудовской Аравии, Омана, Катара и Бахрейна. Согласно аль-Пачачи, одна из главных задач внешней политики Багдада после свержения Саддама Хусейна заключается в "поддержке стремления палестинцев создать независимое и жизнеспособное государство на Западном берегу Иордана и в секторе Газа".

Однако прежде всего, по мнению экс-министра, в Ираке необходимо под эгидой ООН создать временную администрацию на двухгодичный переходный период. Идею американского оккупационного режима он категорически не приемлет. Несмотря на это, Госдепартамент активно продолжает поиски компромисса в диалоге с аль-Пачачи с целью заручиться его поддержкой в дальнейших действиях США на иракском направлении. Упорство американских дипломатов вызывает растущие опасения у некоторых арабских политиков в зоне Персидского залива, особенно в Кувейте. По их мнению, аль-Пачачи является классическим представителем "великодержавного" иракского национализма. Они уверяют, что свидетельством тому служит хотя бы его отношение к независимому кувейтскому государству (до недавних пор экс-министр оспаривал его право на существование, называя неотъемлемой частью "исторического Ирака"). Представители Кувейта также напомнили Вашингтону, что аль-Пачачи никогда не считался в Багдаде противником баасистского режима. Более того, согласно данным кувейтских спецслужб, Саддам Хусейн в 80-е – 90-е годы не раз обращался к экс-главе МИД с предложением вернуться на родину и занять видное место в государственном аппарате. Представители Кувейта уверены, что ставка Госдепа на аль-Пачачи повлечет за собой весьма опасные последствия как для Ирака, так и всего региона Персидского залива. По их мнению, его приход к власти усилит противоречия между арабами-суннитами и другими этно-религиозными общинами Ирака (курды, шииты, туркмены). Более того, назначение аль-Пачачи на пост премьера создаст предпосылки для дальнейшего обострения отношений между Ираком, арабскими монархиями и Ираном.

Однако подобные аргументы до сих пор не разубедили Госдепартамент и некоторых влиятельных представителей Белого дома. Они все настойчивее пытаются договориться с аль-Пачачи о его будущей роли в послевоенном Ираке. По сведениям информированных израильских источников, Дик Чейни, Пол Вульфовиц и ряд других представителей администрации США сходятся во мнении, что лучшего лидера для Ирака им не найти, особенно в контексте дальнейших планов по "нейтрализации" иранского режима аятолл...

Выбор читателей