Главный враг российского футбола решил уйти

В среду в Риме состоялся ежегодный конгресс УЕФА. Римское собрание имело на повестке дня сразу несколько животрепещущих вопросов, часть из которых была решена

В среду в Риме состоялся ежегодный конгресс УЕФА. Отчеты о мероприятиях такого рода не часто попадают на страницы газет – рутина заседаний куда менее интересна, нежели то зрелище, которому они посвящены. Однако римское собрание имело на повестке дня сразу несколько животрепещущих вопросов: европейский футбол и война в Ираке, определение городов, где пройдут финалы Лиги чемпионов и Кубка УЕФА 2004 года, грядущая отставка генерального секретаря УЕФА Герхарда Айгнера, доклад о подготовке Португалии к чемпионату Европы, предложение Южноамериканской футбольной конфедерации о расширении числа участников чемпионата мира.

С последним пунктом возни было меньше всего. Дело в том, что Конфедерация футбола Южной Америки, недовольная тем, что ФИФА ущемила интересы этого континента при распределении мест в финальной стадии ЧМ-2006, направила в УЕФА письмо, в котором предложила рассмотреть вопрос об увеличении числа участников чемпионата мира до 36 команд. Это предложение было заранее обречено на неудачу, ведь ФИФА уже давно постановила, что на ЧМ-2006 в Германии сыграют 32 команды. Видимо, безнадежность южноамериканской инициативы осознавал и президент УЕФА Леннарт Юханссон, который отложил рассмотрение этого вопроса в долгий ящик. Едва ли в УЕФА вернутся к нему в ближайшее время, тем более что у руководства европейского футбола назрели куда более серьезные проблемы.

Одна из них – корректировка календаря международных встреч из-за войны в Ираке. В последние недели многие национальные федерации Старого Света выступили за то, чтобы приостановить проведение международных встреч вплоть до окончания военных действий. Перестраховщики получили суровую отповедь от "старого медведя" Юханссона, который заявил: "Нет никаких весомых причин для принятия экстраординарных мер. Перед каждым международным матчем комиссия УЕФА проводит инспекцию на месте будущей игры, изучая в том числе и степень обеспечения безопасности участников события. Это обычный процедурный вопрос".

Президенту УЕФА пришлось подать свой голос (а те, кому доводилось слышать Юханссона, знают, что говорит он глухим тяжелым басом) и по другому поводу. После 12-ти лет совместной работы в отставку уходит верный соратник Юханссона, генеральный секретарь УЕФА Герхард Айгнер. 60-летний Айгнер решил тихо уйти на пенсию. Говорит, что хочет больше времени уделять семье, хотя многие утверждают, что немецкий функционер просто устал от противостояния УЕФА и членов постепенно набирающей силу "группы 14".

С декабря обязанности нового генерального секретаря будет исполнять другой чиновник, с назначением которого Юханссон еще не определился. Уход Айгнера можно воспринимать как позитивный момент для укрепления международных позиций российского футбола. По словам президента РФС Вячеслава Колоскова, хорошо знающего Айгнера, тот недолюбливает русских. Возможно, неприязнью экс-генсека к нашей стране и объяснялись те дискриминационные решения, которые УЕФА принимал по отношению к российским командам (переигровки матчей "Спартак" – "Сьон" и "Тироль" – "Локомотив", беспрецедентное решение по матчу "Анжи" – "Глазго Рейнджерс" и т.д.).

Наиболее интригующей частью конгресса стало оглашение городов, которым предстоит принять финал Лиги чемпионов и Кубка УЕФА 2004 года. На днях прошла информация, что одним из претендентов на проведение еврофиналов была Москва, однако Вячеслав Колосков эти сведения опроверг. В итоге, финал Лиги чемпионов был отдан суперсовременному стадиону "АуфШальке" в немецком Гельзенкирхене. Шахтерский город промышленного Рура обошел в споре претендентов Гамбург, Амстердам, Мадрид и Берлин. Дата финала – 26 мая 2004 года.

Право на проведение финала Кубка УЕФА 2004 г. доверили шведскому Гетеборгу, располагающему стадионом "Уллеви". 25 июня 1992 г. на этой арене сборная Дании сенсационно обыграла немцев в финале чемпионата Европы. Счастливый для датской сборной город обошел английские Ньюкасл и Сандерленд, шотландский Глазго, итальянскую Геную, голландский Эндховен и три немецких города, претендовавших на проведение финала Лиги чемпионов.

Определив города, где завершатся еврокубки будущего сезона, участники конгресса еще раз подтвердили неизменность формулы проведения Лиги чемпионов. В ответ на недовольство членов пресловутой G-14 руководители европейского футбола вновь повторили: со следующего сезона вторая групповая стадия Лиги чемпионов упраздняется, а команды, занявшие третьи места в группах на первом этапе, перестанут получать доступ в турнирную сетку Кубка УЕФА.

Думается, что уже в самом скором времени клубы-магнаты, входящие в G-14, ответят на это новыми заявлениями. Впрочем, их нападки на европейское футбольное руководство не прекращаются ни на день. Недавно, например, свое недовольство новой формулой проведения ЛЧ высказал президент дортмундской "Борусии" Герд Нибаум: "Я ожидал, что руководство УЕФА будет идти в ногу со временем, но они почему-то решили вернуться к игре на выбывание. Теперь дистанция Лиги чемпионов сокращается на четыре игровых дня. Можете себе представить, какую свинью Юханссон подложил телекомпаниям, уже купившим права? У игры на выбывание нет никакого будущего. Вдумайтесь: как мы определяем, какая из команд является сильнейшей? Исключительно глядя на турнирную таблицу. Таблицы не врут. Но УЕФА вместо того, чтобы для большей справедливости ввести третий групповой этап, зачем-то снова возвращается к плей-офф".

Президента "Боруссии" понять можно. При игре с выбыванием повышается элемент непредсказуемости, а таким могучим футбольным клубам как дортмундский случайности не нужны. Но, как говорится, собака лает, а караван идет. Пока что УЕФА подтвердил верность выбранному курсу. Посмотрим, что из этого получится.

Выбор читателей