Золотое серебро Елены Соколовой

В воскресенье в Вашингтоне завершилось первенство мира по фигурному катанию. Итог выступления российской сборной: одна золотая медаль Евгения Плющенко, три серебряные и одна бронзовая

В воскресенье в Вашингтоне завершилось первенство мира по фигурному катанию. Итог выступления российской сборной: одна золотая медаль Евгения Плющенко, три серебряные и одна бронзовая. По сравнению с прошлыми годами итог неутешительный. Однако учтем, что чемпионат проводился в США. Как мы помним по опыту Олимпиады в Солт-Лэйк-Сити, доля субъективности, всегда присутствующая в судейских оценках, в случае проведения соревнований фигуристов в Америке всегда превышает общепринятые нормы.

На нынешнем первенстве, как и на чемпионате Европы в Мальме, действовала новая система оценок. После олимпийского скандала с французской рефери Мари-Ренн Ле Гунь голосуют 15 судей, но в учет берутся лишь девять голосов, определенных случайной выборкой. Конечно, такая система гораздо более справедлива, нежели существовавшая ранее, но Америка есть Америка. В конце концов, если под давление трибун и прессы могут попасть девять судей, то почему то же самое не может случиться с пятнадцатью арбитрами?

Кстати, новая система судейства сыграла злую шутку с российской танцевальной парой Ирина Лобачева - Илья Авербух. Согласно общему мнению пятнадцати судей, золото вашингтонского чемпионата мира должны были получить наши танцоры, но случайная выборка, словно повинуясь прессу трибун, неистово поддерживавших канадскую пару Шэ-Линн Бурн и Виктор Краатц, преимуществом в один голос вывела на первое место наших соперников. Некоторые уже успели окрестить это золото канадцев не иначе как "коммерческим". Дело в том, что у канадской федерации истекает контракт с главным каналом "страны кленового листа" CTV. Победа канадской танцевальной пары (а больше у Канады шансов зацепиться за золото и не было) могла всколыхнуть в стране интерес к фигурному катанию, и, следовательно, побудить могущественный телеканал к перезаключению контракта.

Существовал в присуждении первого места канадцам и еще один момент. Шэ-Линн Бурн и выходец из бывшей ГДР Виктор Краатц так давно стояли в очереди за этим золотом, что уже порядком намозолили глаза судьям и публике. В неофициальных беседах канадские фигуристы высказывали мнение, что уйдут с любительского льда как только выиграют чемпионат мира. Вот им и дали столь долго ожидаемое ими золото, чтобы очистить дорогу к пьедесталу другим спортсменам. Все это быть может и хорошо, и, возможно, за канадцев даже стоит порадоваться, но уж очень обидно за наших Ирину Лобачеву и Илью Авербуха. Ну ничем они не были хуже канадцев, да и эту золотую медаль они заслужили не меньше, чем Бурн и Краатц. Благодаря сомнительному решению судей они лишились золота Олимпиады в Солт-Лэйк-Сити, да и теперь проиграли самую малость.

Если в случае с танцами на льду еще можно было предположить, что золотая медаль может достаться "несевероамериканцам", то в соревнованиях у женщин все было ясно с самого начало. Золото в этом виде программы должно было быть американским. Россиянкам же оставалось надеяться на то, что им удастся зацепить серебро или бронзу. При том, что в силу личных причин в Вашингтон не приехала действующая чемпионка мира Ирина Слуцкая, наши шансы на медали были не так уж велики.

Золото в женском катании со времен легендарной Пегги Флеминг – предмет гордости американцев. В восьмидесятые годы лишь Катарина Витт смогла бросить вызов американкам. "Облом" у фигуристок США случился и на Олимпиаде 1994-го года в Лиллехаммере. Тогда золото по всем раскладам должно было достаться аристократичной американской диве Нэнси Кэрриган, но карты американцам спутала украинка Оксана Баюл, откатавшаяся произвольную программу на таком сумасшедшем подъеме, что растроганные судьи просто не могли не поддаться на нехитрое обаяние украинской девочки-сироты. Но то были лишь эпизоды, нарушавшие американскую гегемонию в женском катании. В остальном же в США уверены, что только их ледовые красавицы достойны золота. Причем так полагают не только рядовые американцы, так считают и заокеанские профессионалы фигурного катания.

За ходом чемпионата мира 1999-го года, проходившего в Хельсинки, автор этих строк наблюдал, находясь в США. Тот чемпионат, несмотря на начавшиеся в одно время с ним бомбардировки Югославии, вызывал большой интерес. Трансляции шли в прайм-тайм на общедоступном канале АВС, комментировали соревнования известные американские фигуристы прошлого. Увы, даже их объективность оставляла желать лучшего.

Начало показа соревнований у женщин предварял специальный ролик, в котором противопоставлялись две главные претендентки на золото: американка Мишель Кван и русская Мария Бутырская. Представления двух фигуристок разнились диаметрально: "эйбисишный" ролик показывал Кван во время удачного исполнения сложнейших элементов и торжествующей на пьедестале почета. Бутырскую же, по мнению американских авторов сюжета, лучшим образом характеризовали досадные падения, сорванные элементы, разочарованные жесты, растерянный взгляд…

Началась короткая программа, и вслед за блистательно откатавшей Марией Бутырской на лед хельсинской "Хартуолл арены" вышла Мишель Кван. И что же увидели американские зрители? Сорванные элементы, падения, низенькие прыжки – безусловно великолепная фигуристка Мишель Кван каталась тогда откровенно плохо, и сжалившиеся над именитой спортсменкой поставили ее на четвертое место после короткой программы (на самом деле Кван должны была стоять гораздо ниже). На АВС чемпионат комментировала олимпийская чемпионка 1968 года Пегги Флемминг, которой в объективности, казалось бы, отказать нельзя. И что бы вы думали она сказала после провального проката Кван? "И все-таки она – лучшая!", нисколько не сомневаясь выпалила Флемминг. Мало-мальски разбирающимся в фигурном катании телезрителям впору было лишиться дара речи.

Я вспомнил тот чемпионат, дабы еще раз сказать: шансов выиграть золото на американской земле у российских фигуристок не было изначально. Теоретически могла возникнуть ситуация, когда весь вашингтонский пьедестал почета могли оккупировать представительницы США: Саша Коэн, Сара Хьюз и Мишель Кван. К счастью для нас, этого не произошло. Елена Соколова сумела завоевать серебро, которое на вашингтонском льду не уступит иному золоту. Компьютер, отсеявший шесть "лишних" судейских голосов, вывел на первое место американку Мишель Кван, однако счет судейских голосов 3:6 более чем почетен для Соколовой. В конце концов, она пока не так авторитетна как Кван, выигравшая свой пятый чемпионат мира, да и сказать, что Лена откаталась лучше американки, было бы, наверное, также несправдливо. Интересно, что две другие (помимо Кван) любимицы Америки, Саша Коэн и Сара Хьюз, вообще не попали на пьедестал почета. Третье место довольно неожиданно досталось японке Фуми Сугури. Получается, что судейство по сравнению с Олимпиадой в Солт-Лэйк-Сити действительно стало более объективным, и это можно назвать едва ли не главным итогом завершившегося чемпионата мира.

Выбор читателей