Драка за шкуру неубитого Ирака

Восстанавливать школы и больницы, довольствуясь при этом "нефтяными ручейками" с американского "барского стола", для ООН лучше, чем испытывать позор собственного бессилия

Пока с фронтов иракской войны продолжают поступать самые противоречивые сведения, несостоявшиеся победители уже вовсю "обустраивают" послевоенную реальность.

Как сообщает британская газета The Observer, ожидается, что уже завтра США намерены официально объявить состав переходного правительства Ирака. По данным газеты, новая властная структура будет располагаться в одном из немногих населенных пунктов Ирака, полностью контролируемых союзниками, – в городе Умм-Каср на юге страны.

Чем вызвана подобная поспешность в то время, когда нет еще полной ясности относительно взятия Багдада и ни одна из военных задач коалиции окончательно до конца так и не решена? Причина, как не трудно догадаться, кроется в начале новой схватки – на сей раз уже за послевоенный Ирак. "Послевоенная война" разворачивается вовсю, причем не только между недавними противниками и сторонниками военной операции, но и между самими участниками коалиции.

Отношения между партнерами по коалиции начали давать трещину чуть не с самого начала военной операции. Так, в качестве "благодарности" за выполнение наиболее сложных и опасных задач британские военные зачастую получали лишь потери от "дружественного огня" своих союзников. Сильное недовольство британской стороны вызвало одностороннее решение Вашингтона отдать пятимиллиардный подряд на восстановление и модернизацию порта Умм-Каср компании Stevedoring Services of America. Последняя, как известно, является "дочкой" столь близкой сердцу вице-президента США Дика Чейни корпорации Hulliburton. Нелишне напомнить, что наряду с американской компанией на работы в Умм-Касре претендовала и английская Peninsular & Oriental Steam Navigation, которой в подряде было отказано.

Жесткое решение американской стороны относительно Умм-Касра четко обозначило то, каким видят США послевоенное развитие событий в Ираке.

Несколько дней назад британский премьер Тони Блэр предпринял попытку ограничить диктат США в части принятия решений по восстановлению Ирака. В ходе встречи с американским президентом в Кэмп-Дэвиде он заявил, что восстановление страны должно осуществляться под эгидой ООН. В ответ на это США на протяжении последних дней усиленно давали понять, что не допустят к разделу "иракского пирога" никого постороннего. Госсекретарь США Колин Пауэлл заявил, что американское руководство не позволит ООН контролировать побежденный Ирак. Это во многом объясняет и ту поспешность, с которой американская сторона намерена сформировать подконтрольное ей переходное правительство. Как заявила советник президента США по национальной безопасности Кондолиза Райз, "точная роль ООН будет определена на консультациях между представителями иракского народа, членами коалиции и представителями ООН". При подобном раскладе для обретения полного контроля над послевоенным Ираком США остается лишь решить вопрос касательно "представителей иракского народа" – попросту говоря, их "организовать". Нет сомнений, что этот вопрос благополучно будет решен сразу после оглашения списка кандидатов в состав переходного правительства Ирака.

Однако тогда, когда, казалось бы, позиция США по послевоенному "обустройству" Ирака окончательно прояснилась, ситуация приняла иной оборот. Как сообщило агентство Bloomberg, министр финансов США Джон Сноу намерен предложить Франции и Германии разделить расходы по восстановлению Ирака после завершения войны, против которой эти страны возражали. По словам Сноу, на встрече министров финансов и представителей ЦБ стран семерки, предстоящей в эту пятницу, нужно будет убедиться в том, что все понесут расходы в связи с войной. Попросту говоря, американская сторона хотела бы, чтобы военные затраты США были поделены между несколькими странами.

По мнению экспертов, расходы на восстановление экономики Ирака и поддержание порядка в стране могут превысить расходы на всю военную кампанию. Согласно различным прогнозам, в течение ближайших пяти лет затраты на стабилизацию экономического и военно-политического положения в стране могут составить от $100 до $700 млрд.

На первый взгляд, позиции, озвученные Пауэллом и Сноу, противоречат друг другу: с одной стороны, США не хотят видеть в Ираке никого постороннего, намекая на это даже союзникам по коалиции, с другой – предлагают поучаствовать в послевоенном обустройстве тем, кого обещали не подпускать Ираку и на пушечный выстрел, – Франции и Германии.

На самом деле, ничего удивительного здесь нет, и оба заявления – части одной общей позиции. Заявив о намерении создания переходного правительства и властной инфраструктуры (сомневаться в их подконтрольности США не приходится), американская сторона четко дала понять, в чьих руках окажется политический и экономический контроль над страной. С другой стороны, существует важный аспект, связанный с гуманитарными вопросами, восстановлением объектов социальной значимости: больниц, школ, домов и т.п. Это весьма затратные и практически неокупаемые задачи. Именно к их решению, судя по заявлению главы американского Минфина, США и намерены привлечь всех остальных под эгидой ООН.

Идя на такой шаг, американская сторона решает все стоящие перед ней задачи. С одной стороны, она получает полный контроль над страной по праву сильного, с другой – как и подобает, в Ирак придут добрые дяди из ООН с целью оказания ему гуманитарной помощи. Деятельность этих "дядей" будет, по всей видимости, осуществляться в формате все той же программы "нефть в обмен на продовольствие", чтобы не остаться совсем в накладе.

В итоге, послевоенная схема экономического раздела Ирака будет представлять собой двухступенчатую конструкцию. Верхнюю ступень займут США, взяв в свои руки контроль за нефтедобычей и подряды на восстановление промышленных и инфраструктурных объектов. Оплата этих работ, в конечном счете, будет осуществляться за счет все той же иракской нефти. Нижняя ступень – самое место для ООН. Она вполне может стать утешительным призом для организации, показавшей месяц назад полную беспомощность перед напором со стороны "сильных мира сего".

Смирится ли с такой ролью ООН? Безусловно. Восстанавливать за свои деньги школы и больницы, довольствуясь при этом "нефтяными ручейками" с американского "барского стола", – лучше, чем испытывать позор собственного бессилия.

Выбор читателей