Журналист на войне – живая мишень

В понедельник в пригородах Багдада погибли два европейских журналиста - немец и испанец. В результате разрыва снаряда была уничтожена спецмашина, служившая им центром телекоммуникаций

В понедельник в результате обстрела иракской артиллерии от разрыва снаряда погибли четыре человека. Двое из них – европейские журналисты, двое других – американские военнослужащие. Кроме того, от злополучного снаряда пострадали еще 12 человек. Трагедия произошла недалеко от Багдада, когда снаряд попал в спецмашину, переоборудованную под передвижной центр телекоммуникаций.

Погибшие под Багдадом журналисты представляли испанскую газету Mundo (Хулио Ангита Паррадо) и немецкий журнал Focus (Христиан Лиебие). Гибель Хулио Ангиты Паррадо, скорее всего, вызовет огромный резонанс в Испании, т.к. он был не просто журналистом, но и сыном весьма популярного в Испании политика Хулио Ангиты.

Бывший генсек испанской компартии и руководитель коалиции "Единая Левая" (он добровольно ушел с занимаемых постов по состоянию здоровья и сейчас работает учителем) уже сделал заявление в связи с гибелью сына. Трагическое известие застало его в тот момент, когда он готовился к выступлению на мадридской встрече сторонников восстановления республики в Испании. Ангита-старший сказал, что его сын погиб при исполнении профессиональных обязанностей, которые взвалил себе на плечи по собственной воле. "Пусть будут прокляты все войны и те, кто их развязывает", - добавил политик.

Война в Ираке унесла уже не одну жизнь работников СМИ, и нет никаких гарантий того, что до конца боевых действий количество потерь среди журналистов не возрастет. Конфликтующие стороны активно привлекают корреспондентов для освещения войны – чем больше "нужной" тому или другому участнику боевых действий информации будет передано по каналам СМИ непосредственно с места событий, тем легче вести психологическую войну.

Естественно, что в условиях вооруженного конфликта безопасность журналистам гарантировать никто не может: война есть война. Однако следует учитывать и тот факт, что у работников прессы и телевидения нет тех возможностей для самообороны, которыми располагают военные. Такое положение вполне соответствует нормам международного гуманитарного права, запрещающим журналистам брать в руки оружие и надевать военную форму, однако делает репортеров весьма удобной мишенью для решения пропагандистских задач: стороны постоянно обвиняют друг друга в обстрелах гражданских объектов и мирных жителей (в т.ч. и журналистов), а число жертв продолжает расти.

Не очень понятно и то, почему практически все погибшие журналисты (в т.ч. и имевшие аккредитацию Пентагона на работу в зоне конфликта) передвигались по опасным районам Ирака без серьезного эскорта, который в некоторых случаях мог бы спасти им жизнь.

Выбор читателей