"Газпром" бьет "Итеру" на туркменском поле

Туркменбаши приходится договариваться с Россией. Интерес же "Газпрома" простой: не пускать туркменский газ в Европу, оставив этот прибыльный рынок себе, а туркменам – рынок СНГ

Сегодня в Москву приезжает Сапармурат Ниязов. Это довольно неожиданный для широкой публики визит, цель которого – официально оформить "газовые" договоренности, достигнутые к началу апреля в результате трудных закулисных переговоров. Планируется подписать два документа долгосрочного характера: межгосударственное соглашение о сотрудничестве в нефтегазовой сфере сроком на 25 лет плюс соглашение между ОАО "Газпром" и государственной компанией "Туркменнефтегаз" о закупках туркменского газа. К 2007 году объем таких закупок должен достичь 50 млрд. куб. м ежегодно. Это почти столько же, сколько Ашхабад запланировал экспортировать в 2003 году: заключенные контракты предусматривают поставки 36 млрд. куб. м газа на Украину, 10 млрд. – корпорации "Итера" и 6-8 млрд. – в северные провинции Ирана. Согласно последним российско-туркменским договоренностям, в нынешнем году "Газпром" может купить 10 млрд. куб. м газа, если у "Туркменнефтегаза" образуются излишки сверх ранее законтрактованных другими покупателями объемов.

С добычей и экспортом газа связаны чуть ли не все надежды Туркмении на экономическое процветание. Замыслы здесь большие – предполагается наращивать газодобычу ударными темпами: до 85 млрд. куб. м в 2005 г. и 120 млрд. куб. м в 2010 г. Однако независимые эксперты высказывают очень большие сомнения по поводу реализуемости этих планов, особенно в условиях фактического отстранения иностранных компаний от разработки нефтегазовых месторождений на суше, где как раз и сосредоточены основные углеводородные запасы республики (к тому же, принадлежность морских месторождений – предмет споров с соседями). Кстати, в прошлом году в Туркмении намечалось добыть 70 млрд. куб. м газа, а добыли только 53,5 млрд., и такого рода "ножницы" наблюдаются из года в год. Если существенно увеличить газодобычу не удастся, то тогда по соглашению, которое должно быть подписано в эти дни, "Газпром" будет выбирать практически весь (за вычетом небольших поставок в Иран) экспортный объем туркменского газа.

Головная боль Туркменбаши – зависимость от России в транспортировке газа на внешние рынки. Все потуги обойти "большого брата" с юга (через Иран или через Каспий и Азербайджан) для самостоятельного выхода в Старый Свет по разным причинам провалились. Сейчас активно обсуждается по существу только один "нероссийский" экспортный проект – прокладка газовой трубы в Пакистан (протяженность – 1,5 тыс. км, стоимость – свыше $3 млрд.), однако и эти планы обречены на неудачу. Причем дело не только в ситуации Афганистане, где, несмотря на рекламный успех американской операции, по-прежнему воюют, но и в том, что самому Пакистану импортный газ не нужен – он хочет быть лишь страной транзита. Потенциальный же покупатель – Индия, не желающая, по понятным причинам, впадать в какую-либо зависимость от Пакистана.

Volens nolens Туркменбаши приходится договариваться с Россией. Интерес же "Газпрома" простой: по-прежнему не пускать туркменский газ в Европу, оставив этот прибыльный рынок себе, а туркменам – рынок СНГ со всеми его прелестями (неплатежеспособность, необязательность и вообще ненадежность клиентов).

Главный импортер газа в СНГ – Украина. Россия вынуждена так или иначе закрывать ее газовый баланс, составляющий 78 млрд. куб. м в год, из которых порядка 60 млрд. приходится на импорт. Около половины импортных потребностей Украины в газе покрывают российские поставки в качестве оплаты транзита. Полностью удовлетворить эти потребности, покрыв другую их половину туркменским газом, значит не только обезопасить себя от "несанкционированного отбора" на незалежной территории, но и получить возможность увеличить собственный газовый экспорт на Запад (да еще заработав на транзите или – в зависимости от схемы поставок – перепродаже туркменского газа).

Отношения Туркменбаши с Ремом Вяхиревым, прежним главой "Газпрома", складывались сложно. Они то ссорились, то мирились, пока туркменский газ не был отдан на откуп корпорации "Итера". Так, в 2002 году "Итера" переправила на Украину 34 млрд. куб. м и прикупила для поставок другим потребителям еще 10 млрд. куб. м туркменского газа. Причем цены, по которым Туркмения продает свой газ, из года в год повышаются (главным образом, именно из-за цен и ругались в свое время Ниязов и Вяхирев): если в 2000 году цена составляла $36 за 1 тыс. куб. м (на туркмено-узбекской границе), то в прошлом году – $42 для Украины и $43 для самой "Итеры". Форма оплаты: 50% валютой, 50% – товарами и инвестиционными услугами. В текущем году "Итера" покупает туркменский газ уже по $44 за 1 тыс. куб. м, но исключительно для себя – поставками на Украину занимается теперь венгерская компания Eural TG, которая, как ожидается, в самое ближайшее время будет официально приобретена "Газпромом" пополам с "Нафтогазом Украины".

Созданная прежними руководителями российской газовой отрасли, корпорация "Итера" получила достаточно большой кусок бизнеса "Газпрома". Новое руководство концерна намерено по возможности вернуть утраченное, отстранив свою "падчерицу" в частности от операций с туркменским газом. От поставок этого газа на Украину "Итеру", как видим, уже "освободили". Со следующего года она может лишиться и тех 10 млрд. куб. м, которые сейчас перепродает в основном в странах СНГ. Во всяком случае, подписание долгосрочного контракта между "Газпромом" и "Туркменнефтегазом" – очевидный удар по ее интересам.

Достигнутые договоренности определяют нижний порог цены, по которой "Газпром" будет закупать туркменский газ: $42 за 1 тыс. куб. м. При этом предполагается постепенный переход к 100%-ной оплате валютой. Между тем в российском концерне по-прежнему считают такую цену завышенной, но, тем не менее, ради реализации своих целей готовы ее платить. Закупка до 50 млрд. куб. м газа ежегодно облегчит маневрирование имеющимися ресурсами и в плане экспорта, и в том, что касается удовлетворения спроса на внутреннем рынке (где в условиях искусственно сдерживаемых цен ощущается дефицит). А "Итера", согласно сим стратегическим замыслам, пусть отдыхает.

Выбор читателей