Фантастический успех "фальшивых рокеров"

Оказывается, чтобы за считанные минуты довести переполненный зал "Горбушки" почти до оргазма, вовсе не обязательно давить на него запредельной громкостью или волочь на сцену два вагона реквизита

"Yтро": Ян, Вы являетесь автором практически всего материала группы Jethro Tull, однако один из Ваших лучших альбомов – "Thick as a Brick" был написан на стихи 8-летнего вундеркинда Джеральда Бостокка. В то же время, некоторые источники утверждают, что это мистификация и тексты там тоже Ваши. Не могли бы Вы прояснить ситуацию?

Ян Андерсон: Хм, вообще-то, этому парню было двенадцать... Когда в 72-м мы выпустили этот альбом, примерно половина наших слушателей поверила, что такую серьезную поэму мог сочинить двенадцатилетний мальчик, а вот другая половина сразу же поняла, что я решил их немного разыграть. На самом деле, "Thick as a Brick" был сатирой на концептуальные альбомы. Право же, не стоило воспринимать все это так всерьез... но половина наших поклонников именно так и восприняла! Всем этим людям я сегодня приношу свои извинения.

Примерно в таком развеселом ключе и прошла вся пресс-конференция. Например, на стандартный вопрос о программе российских концертов Ян Андерсон с абсолютно серьезной миной заявил, что выступление они планируют начать песней из репертуара The Doors, а затем добраться и до незабвенной "Stairway to Heaven"...

Он специально прилетел в Москву на день раньше, чтобы спокойно, без суеты пообщаться с журналистами и поклонниками. Атмосфера в конференц-зальчике складывается очень уютная, почти домашняя. Андерсон совершенно не играет рок-звезду, никакой пресловутой английской чопорности – открытый, доброжелательный бородатый дядька. Да он и сам, честно говоря, не считает свою команду образцом рок-группы: "Jethro Tull – это такая очень хитрая микстура, вводящая в заблуждение многих людей, и особенно журналистов ;), сплав различных стилей: folk-rock, hard-rock, classic-rock, progressive-rock, jazz-rock... Вообще-то, сам я – акустический музыкант, люблю фолк, особенно кельтский, играю на флейте, гитаре и мандолине, но вокруг меня собрались такие громкие ребята, которые играют типа рок, поэтому на самом деле Jethro Tull – это как раз смесь акустики с хардом. Впрочем, если вы запутались в определениях, особенно не огорчайтесь – я в них и сам путаюсь тоже..."

Еще Андерсон продемонстрировал им самим изобретенный способ приветствия: локтями. "У эскимосов принято при встрече тереться носами, Элтон Джон тоже трется... впрочем, не будем показывать... Мой способ очень хорош, особенно когда у тебя проблемы с кистью. Правда, я однажды встретил Элтона на рождественской вечеринке у Стинга, они живут рядом – и увидел, как он обнимается с мужиками и целуется со всеми в губы. Я вообще-то не уверен, но мне кажется, я не гомик! Поэтому я не стал рисковать; пришлось отказаться от моего изобретения, по старинке протянуть ему руку и сказать: "Привет, Элтон, я рад тебя видеть!.."

Со свойственным ему юмором он признает: да, мы облажались в 80-е, когда попробовали примерить на себя все эти электронные прибамбасы. Не пошло. Но в то же время, компьютеры – великая вещь, они здорово облегчают работу музыкантов. "Мы все свои новые вещи пишем на hard disk, поэтому, когда наш барабанщик Doane Perry стучит "мимо", я всегда при сведении могу его халтуру подправить. Только, ради Бога, когда его встретите, не говорите ему об этом – это наш с вами маленький секрет. А иначе он расстроится и будет потом неделю голодать..."

Секрет его неординарности очень прост: надо быть собой: "На самом деле, я неплохой политик, я знаю, как обходить скользкие вопросы. Но действительно хороший политик также может быть и честным человеком. Я стараюсь быть прямым и честным, и надеюсь, что то, что вы видите, это я и есть. Я не думаю, что я странен, но, безусловно, я не соответствую общепринятой идее о рок-н-ролльной легенде. Я встаю в семь Yтра, когда настоящие звезды рок-н-ролла только ложатся спать; в половине восьмого пью уже вторую чашку декофеинированного кофе – а они в это время пытаются заснуть, вколов себе какую-нибудь героиновую дрянь. Я не играю в гольф, не рыбачу, не снимаюсь в сериалах... На самом деле, я очень скучный человек – наверное, самый скучный из всех, кто имеет отношение к миру рок-н-ролла, потому что просто играю музыку. Это моя работа, мое хобби, моя страсть. Я не думаю, что мне обязательно нужно жить в стиле рок-н-ролла. Таким образом, в основном я – фальшивый рокер..."

* * *

...С начала аллейки, еще на входе в парк, нервно-возбужденные молодые люди искательно заглядывают в глаза с просьбами о "лишнем билетике", а через всю площадь перед ДК интеллигентно змеится длинный хвост: такого аншлага "Горбушка" не знала давно! Плотность людей в зале приближена к предельной – площадка явно мала для такого концерта.

Оказывается, чтобы за считанные минуты довести переполненный зал почти до оргазма, вовсе не обязательно давить на него запредельной громкостью или волочь на сцену два вагона реквизита... "Living In The Past", открывшую концерт, кое-кто признает не с первых тактов, зато "Roots To Branches" от пластиночной версии практически неотличима... Выступление Jethro Tull – совершенно уникальное действо, нечто среднее между концертом арт-хард-команды и языческим шаманством: бородатый флейтист в какой-то несерьезной жилетке и цветастой бандане дико вращает глазами, выплясывает совершенно невообразимые па, да и пением его вокал сегодня не очень-то назовешь: от природы имея хриплый голос, сегодня Андерсон, похоже, вдобавок простужен – первую половину концерта почти все "верха" он лишь деликатно обозначает...

Но уровень вокала на драйв шоу совершенно не влияет. Уникальная Музыка, великолепный звук, мастерские световые решения – нам потом будет что вспомнить. А Андерсон тем временем меняет флейту на акустическую гитару и начинает тихонько тренькать первые такты "Thick as a Brick". Добрая половина сюиты, свернутой в десять минут, проходит под синхронные аплодисменты – так тесно, что хлопать можно лишь подняв руки над головой. А во время гимна "Too Old to Rock-n-Roll, Too Young to Die" зал впадает в состояние, близкое к нирване, – крыша "Горбушки" плавно отъезжает и до конца выступления J.T. назад уже не возвращается... Лом, чума! Он безумный, этот рыжебородый пират-менестрель, озорующий бог Пан от рок-музыки, не иначе как удравший из психиатрической клиники! И эти четверо на сцене вместе с ним тоже заодно свихнулись; и две (а то и две с половиной) тысячи зрителей в зале – тоже... Сегодня – можно всем. Просто такой день. Такой концерт. "Джей-Талл" в "Горбушке".

...Он совершенно не жалеет нас – ни наших рук (каждую песню зал встречает и завершает водопадом оваций), ни наших голосов (у нас их уже тоже нет, чтобы еще хоть как-то выражать эмоции) – но он и себя не хочет жалеть: забыв простуду, вещает, иногда срываясь на хрип, а когда внезапно вырубается микрофон, продолжает песню, перехватив звукосниматель флейты... Пара композиций концерта становятся премьерными ("Boris Dancing"), но основу его составляют все-таки признанные удачи 70-х: "Jack-In-The-Green", "Cross-eyed Mary", "A New Day Yesterday"... Баховское "Bouree", как и по рангу классике, сопровождается воплями "Браво!"... Визитная карточка группы ("Aqualung") завершает этот блистательный сет, музыканты раскланиваются и отбывают за кулисы...

Это единственный раз за вечер, когда звуковое давление на барабанные перепонки превысило все пределы: то, что "Горбушка" не рухнула от последовавшего дружного воя и топота, возможно реально объяснить лишь очень большой надежностью советского военного строительства: ДКГ раньше принадлежал одному солидному оборонному заводу.

...и они играют для нас напоследок еще "Locomotive Breath", а затем, чтобы скрасить горечь расставания, вбрасывают в партер два огромных воздушных баллона с логотипом концертного тура – силуэтом менестреля. Прощаясь, Jethro Tull желают здоровья всем: "...I’ll pour a cup to you my darling /Raise it up – say Cheerio"...

Покидаем зал и мы. Крыша медленно, со скрипом возвращается... Завершились два часа восхитительной, крепкой и тонизирующей, волшебной музыки; великолепная группа и фантастический концерт, сравнимый по эмоциональной генерации разве что с недавними визитами Роджера Уотерса и Роберта Планта. Unbelievable!


Автор выражает агентствам Green Wave International и Mediapolis огромную благодарность за организацию этого незабываемого концерта и предоставленную аккредитацию.

Выбор читателей