Кому доверят связь?

Еще в ноябре прошлого года Госдумой РФ в первом чтении был принят законопроект "О внесении изменений и дополнений в федеральный закон "О связи", разработанный Министерством по связи и информатизации

Еще в ноябре прошлого года Госдумой РФ в первом чтении был принят законопроект "О внесении изменений и дополнений в федеральный закон "О связи", разработанный Министерством по связи и информатизации.

Дальнейшие действия - рассмотрение предоставленных поправок и их утверждение. Они были поручены рабочей группе Государственной думы. Тут-то и должна была закипеть работа, но вместо этого закипели споры. Позиции участников рабочей группы разделились после первых же заседаний. Отдельные депутаты выступили против реформирования отрасли, предложенного Министерством связи. Это выглядит довольно странно на фоне того, что народными избранниками в свое время законопроект был принят в первом чтении. Тем не менее, все обсуждение должно закончиться к маю. До этого его авторы представят на рассмотрение профильного комитета свою редакцию документа. Уже сейчас можно предугадать, вокруг чего разгорятся споры. До сих пор не нашли общий язык сторонники и противники введения так называемой "универсальной услуги" населению.

Между тем, это самое важное нововведение для рядовых потребителей услуг связи. Оно включает в себя набор услуг (своего рода "телекоммуникационный минимум"), гарантированный государством всем жителям страны. Министерство предлагает создать Фонд универсального обслуживания, который станет источником финансирования общедоступной связи. Формироваться этот фонд будет за счет всех операторов, работающих на территории России. Корни недовольства очевидны. Социальная нагрузка задела за живое интересы крупнейших операторов связи. Ведь именно им в перспективе придется отчислять некий процент от оборота, чтобы возместить убытки компаниям, обеспечивающим связью российскую деревню. Несмотря на то, что и правительство и Совет Федерации одобрили введение социальных гарантий на получение услуг связи, войдет ли предложение в окончательный вариант законопроекта, остается под вопросом. Между тем, в мировой практике есть аналоги предложений Минсвязи. Так, в США операторы вносят в Фонд общедоступных услуг 5-7 % от суммы каждого выставленного счета. Эти средства компенсируют убытки от деятельности предприятий связи в сельской местности, где рентабельность бизнеса намного ниже, чем в мегаполисах.

Подобную модель взаимоотношений с государством ждут и операторы сетей общего пользования в России. Открывая новые АТС в деревне, их можно окупить только лет через 70. Без узаконенного механизма компенсации убытков ожидать подобной благотворительности от операторов связи не приходится. Кроме ключевой главы об универсальной услуге, дискуссия развернулась по поводу вывода Государственной комиссии по радиочастотам и Госсвязьнадзора из структуры Минсвязи. Депутаты настаивают на создании независимых органов. Министерство же полагает, что это несвоевременно до тех пор, пока отечественный рынок телекоммуникаций не будет окончательно сформирован. В настоящее время проект закона находится в стадии подготовки ко второму чтению. Учитывая поправки, его содержание может измениться до неузнаваемости. В ближайшем будущем решения рабочей группы обсудит профильный комитет Думы. Уже сейчас 44 члена Совета Федерации открыто поддержали введение универсальной услуги и пригрозили, что в случае ее изъятия из законопроекта будут настаивать на возвращении документа в Госдуму для повторного рассмотрения. Посмотрим, чью сторону примут депутаты: государства и граждан или бизнеса.

Выбор читателей