Поиск Саддама-пустынника

Хусейну вряд удастся договориться о прибежище с какой-либо страной. За исключением, разумеется, того случая, если речь идет о сделке с участием США

"Саддам Хусейн попросил политического убежища у бен Ладена. И получил его" – один из последних политических анекдотов красноречиво указывает на пока что непреодолимые для американской разведки трудности по поимке людей, объявленных главными врагами США. Глядишь, Хусейн через некоторое время станет бен Ладеном-2 и будет призывать свой народ к сопротивлению посредством подброшенных "Аль-Джазире" кассет. Возможен и другой вариант: интерес к непойманному экс-диктатору постепенно схлынет, а сам он навечно затеряется где-то в пустыне в роскошной палатке дружественного племени либо на секретной вилле в какой-нибудь "стране-изгое", которых, если верить США, день ото дня становится все больше.

Такой страной вполне может стать Ливия. Бывший министр иностранных дел Иордании Джавад Аль-Авани, проживающий в ОАЭ, заявил вчера местному телевидению, что если Саддам Хусейн жив, то его, скорее всего, приютил Триполи. Саудовская газета "Аш-Шарк Аль-Аусат" ранее писала, что глава ливийской оппозиции Идрис Ас-Сенусси, внук свергнутого в 1969 году ливийского короля, сообщил американцам, что частный ливийский самолет ранним утром 10 апреля доставил на военно-воздушную базу около Триполи из Дамаска группу иракцев. С Идриса, конечно, спрос невелик – внуку свергнутого короля и лютому противнику нынешней ливийской джамахирии на роду написано докладывать по инстанции, если что привидится. Другое дело лидер Ливии Муаммар Каддафи. Тот задолго до событий в Ираке демонстрировал миру, что стал на путь исправления: и теракты 11 сентября решительно осудил, и о Хусейне несколько раз нелицеприятно отозвался. Очень трудно представить, что Каддафи именно сейчас решил перевести на себя "стрелку" американского гнева. И ради чего? Чтобы, приютив Саддама, объявить себя лидером арабского мира? Но если уж у Хусейна этого не получилось, то вряд ли кто-то другой, особенно сейчас, способен на нечто подобное.

Рассмотренный пример с Ливией вообще типичен для понимания того, что Хусейну вряд удастся договориться о прибежище с какой-либо страной. За исключением, разумеется, того случая, если речь идет (или шла) о сделке с участием США. На такую возможность сегодня не намекает только ленивый, при этом по-настоящему серьезной аргументации никто так и не привел. Вообще-то, непонятно, для чего надо было Вашингтону о чем-то договариваться с Саддамом, когда дешевле и проще было договориться с его окружением (что и было сделано при взятии иракской столицы).

Кроме Ливии, Хусейна ищут в Судане, Иране и даже Афганистане. В Судане и Афганистане – из соображений, что там легче затеряться; в Иране – потому что сам Хусейн якобы намекал раньше, что намерен удалиться именно туда. Между тем американцы и англичане заявили вчера, что экс-диктатор все еще в Ираке. В частности, он может прятаться в пещерах в горах Харамейн или укрывается где-то на иракской территории лояльными к нему местными племенами.

Надо понимать, что поимка Саддама для США – не вопрос принципа. Он не так одиозен, как бен Ладен, который символизирует собой унижение Америки. Саддам же, напротив, уже принес нынешней администрации Белого дома солидные политические дивиденды внутри страны. Однако есть один неприятный нюанс. Если Вашингтону не удастся умиротворить Ирак, примирить проживающих там шиитов, суннитов и христиан, баасистов и коммунистов, арабов и курдов, республиканцев и монархистов, Хусейн или кто-то из его сыновей еще могут заявить о себе. Сценарий гражданской войны – самый худший из тех, что могут себе вообразить США. И потому страховку от напастей в лице тикритского клана они должны приобрести как можно скорее.

Выбор читателей