Европа расширится, проблемы – углубятся

Эксперты не обещают Евросоюзу легкой жизни. Расширение отбросит ЕС назад в плане качественного развития экономики и, к тому же, понизит возможность управлять ее развитием

Несколько дней назад в Афинах состоялось событие исторического масштаба: был подписан договор о вступлении в Европейский союз десяти новых государств, в основном из Восточной Европы. Через год, 1 мая 2004-го, долгожданное расширение ЕС состоится.

Десятилетняя подготовка этого торжественного момента сопровождалась множеством сомнений. Не рассеялись они и по сей день. Более того, подписание Афинских договоров омрачилось едва ли не самым серьезным политическим расколом в Европе – по поводу отношения к войне в Ираке. Просто какой-то злой рок сопутствует всем крупным интеграционным инициативам ЕС: например, появление евро сопровождалось войной в Югославии, которая нанесла "родовую травму" новой валюте. Теперь, накануне расширения, произошел этот раскол, причем страны-кандидаты оказались в числе "раскольников", поддержав США... Не нужно обладать особым аналитическим даром, чтобы понять, что "злой рок" европейской интеграции живет по ту сторону Атлантики: там не заинтересованы в сильной и сплоченной Европе.

Однако война в Ираке уже фактически позади, трещины в Европе скоро будут засыпаны ворохом житейских проблем, а "злой рок" на время отступит от многострадального европейского континента. Ведь политические факторы и проблемы сами по себе не могут остановить интеграционные процессы в Европе, поскольку в основу объединения изначально была положена не политическая воля, а экономика.

Что же сулит расширение ЕС в экономическом плане? На первых порах – практически одни неприятности. Прежде всего, среди стран-членов ЕС возникнет достаточно глубокая дифференциация. Нынешний союз пятнадцати стран – объединение сравнительно гомогенное: разрыв по уровню ВВП на душу населения между самыми богатыми и самыми бедными странами составляет около 50%. После расширения этот разрыв будет более чем трехкратным, поскольку, несмотря на все усилия стран-кандидатов, за десять лет мало кому из них удалось дотянуть до уровня развития беднейших стран ЕС. Это создаст немалую нагрузку на бюджет ЕС и на его механизмы перераспределения, но самое неприятное то, что сам Евросоюз станет менее способным проводить единую экономическую политику. Диспропорции в развитии его частей могут вызвать внутренние миграционные потоки и закрепление "бедных новичков" в категории отстающих.

В Брюсселе как могут готовятся к предстоящим трудностям: в первую очередь, к появлению толпы трудовых мигрантов из Восточной Европы. В этой связи, вопреки высоким идеалам "Европы без внутренних границ", Афинскими договорами установлены переходные периоды, в течение которых страны-новички, по сути, еще не будут полноправными членами этой Европы. В частности, в течение 7 лет возможность трудоустройства их граждан в странах-"старожилах" будет ограничена.

Конечно, кандидаты не в восторге от подобных условий, но в Европу-то хочется! И сами они, кстати, не "за идею" туда стремятся (точнее, не только за идею): просто ЕС, хочет он того или нет, вынужден будет тянуть отсталых новичков до уровня среднего своего процветания. Споры о том, сколько денег должно быть влито в бюджеты новой "десятки", шли не один год и достигли своего апогея на копенгагенском саммите в декабре прошлого года. На тот момент сумма, на которую готовы были раскошелиться в пользу новичков в течение трех лет, приближалась к 40 млрд. евро. Но не тут-то было: кандидаты решили "дожать" европейских "старожилов". Особенно усердствовала Польша, обеспокоенная судьбой своего огромного и не слишком-то конкурентоспособного сельскохозяйственного сектора. Помимо оговоренных сумм, Варшава требовала дополнительно 2 миллиарда евро для субсидий фермерам. Шредер предложил полякам один миллиард, хорошо сознавая, что бремя этих субсидий ляжет главным образом на его страну. Однако этого показалось мало, и польский премьер Лешек Миллер, уже после предложения Шредера, встретился со своим датским коллегой Андерсом Расмуссеном, требуя дополнительных субсидий от него как председателя ЕС. В итоге общий пакет субсидий был увеличен на 1,5 миллиарда. Объявляя об этом, Расмуссен предупредил страны-кандидаты, что это максимальная сумма, которую может предложить им ЕС, и в случае отказа они рискуют оказаться за бортом Союза до 2007 года. Видимо, такая угроза подействовала, и вот теперь все договоры подписаны.

Но все-таки проблемы расширения до самого расширения – это цветочки. Ягодки начнутся через год. Эксперты не обещают легкой жизни ЕС после расширения. Причем неизвестно, кому придется труднее – новичкам или "старожилам". У кандидатов сейчас и так "черная полоса". Темпы роста экономики уже не те, что в середине 90-х, зато здорово растет безработица. В 2002 году ее уровень в странах "десятки" составил без малого 15%, что вдвое выше, чем в среднем по ЕС (причем в Словакии и Польше безработица превышает 18%). Четыре страны-кандидата не удовлетворяют "евростандартам" по уровню инфляции, пять – по дефициту госбюджета. Вся "десятка" сводит торговый баланс с отрицательным сальдо (в целом – под 30 млрд. евро в год), причем подавляющая часть дефицита возникает в торговле с ЕС. Низкая конкурентоспособность промышленности и отсталое сельское хозяйство стран ЦВЕ подрывают у многих веру в их светлое европейское будущее.

Что касается "старожилов" европейского дома, то и для них нынешние времена далеко не лучшие, а перспективы туманны. Главный научный сотрудник Института Европы РАН Юрий Борко в качестве главной "головной боли" ЕС называет его прогрессирующее экономическое отставание от США. Если в 1992 году производство ВВП в 15 странах ЕС составляло 102,5% от ВВП США, то в 2001 году – только 89,7%. Задавшись целью переломить эту тенденцию, в 2000 году ЕС принял 10-летнюю программу создания "самой динамичной и конкурентоспособной экономики в мире". Через два года пришлось признать, что программа "реализуется слишком медленно". При этом сама же Европейская комиссия отметила, что ЕС продолжает отставать от США по уровню производительности труда. Очевидно, что нынешнее расширение отбросит ЕС назад в плане качественного развития экономики и, к тому же, понизит возможность управлять ее развитием.

Но несмотря на все эти сомнения и тревоги, оптимизм по поводу объединения Европы берет верх. Есть вещи более важные, чем сиюминутный выигрыш или проигрыш. Такова идея объединить европейскую цивилизацию путем экономической интеграции. Потенциально это объединение очень сильно: ВВП расширившегося ЕС превысит ВВП не только США, но и всей североамериканской зоны свободной торговли НАФТА. А культурная близость стран Европы будет служить фактором, облегчающим их сближение и совместное развитие.

Есть разные пути интеграции. Можно взять за основу политическое "даешь!", как сделали Россия с Белоруссией, пытаясь создать союзное государство. К чему это привело, всем известно: пока ни к чему. А в Европе начали с экономики – и результат получился впечатляющий: за неполных полвека сложилась наднациональная организация с элементами политического союза и задатками федерации. Однако в ЕС все идет более-менее гладко, пока объединяющиеся государства как-то соответствуют друг другу по уровню экономического развития; чем более очевидным становится разделение стран на богатые и бедные, тем больше появляется проблем.

Так как же вообще интегрироваться, если ни политика, ни экономика не являются гарантами успеха в этом деле? Однозначных рецептов быть не может. Отец-основатель европейской интеграции Жан Моне на склоне лет как-то сказал, что если бы ему пришлось снова проводить объединение Европы, то он бы начал с культуры. Однако в наше время такое предложение покажется несерьезным – люди привыкли слишком многое связывать с экономикой.

Выбор читателей