Огонек в руке

Сегодня зажигалки самых разных конструкций продаются буквально на каждом углу. Как правило, это дешевые штамповки, которые не только не всегда срабатывают, но и представляют опасность для пользователя

Иногда меня посещает странное желание – подсчитать количество потерянных и поломанных зажигалок. Уверен, что список оказался бы внушительным, потому что пользоваться этими приборчиками для добывания огня я начал почти одновременно с приобретением вредной привычки отравлять организм никотином. Какое-то время я использовал спички – ровно до того момента, пока кусочек горящей серной головки не отскочил мне в глаз. Больше я решил не рисковать и навсегда перешел на зажигалки, которые у меня никогда подолгу не задерживались. Перебывало их у меня великое множество: начиная с самых примитивных – одноразовых и заканчивая сложными дорогими штучками – чудесами инженерной и дизайнерской мысли. Последняя моя зажигалка, например, была выполнена в виде миниатюрного разводного гаечного ключа...

Говорят, к изобретению зажигалки приложил руку сам Леонардо да Винчи. Его изобретение не отличалось изяществом и миниатюрностью: судя по сохранившимся чертежам, это был довольно внушительный агрегат, состоящий из цепей, пружин и огнива. Но почин был положен. Первая настоящая зажигалка появилась только в начале XIX века. Изобрел ее немецкий химик Иоганн Вольфган Доберейнер. Но поскольку в качестве горючего он использовал водород, его детище никак нельзя назвать безопасным. Зажигалки, которые не грозили серьезными увечьями их пользователям, появились лет через пятьдесят после испытания механизма Доберейнера. В них использовался фитиль, смоченный горючим, который поджигался искрами, высекаемыми ударами металлических колесиков по кремню. Первой поспешила запатентовать новое изобретение компания "Cartier". В 1903 году австрийский химик Карл Ауэр фон Вельсбах определил оптимальный состав сплава, из которого до сих пор делают кремни для зажигалок: железо с церием. После этого усовершенствования зажигалки уменьшились в размерах и стали намного безопаснее. Кстати, долгое время, чтобы добыть огонь с помощью зажигалки, приходилось пользоваться двумя руками, так как ось колесика для высечения пламени располагалась в них вертикально. Усовершенствовать конструкцию решили два английских инженера (Фредерик Чарльз Уайз и Уилли Гринвуд), один из которых был одноруким. Изобретение Чарльза и Гринвуда понравилось главе фирмы "Dunhill" Альфреду Данхиллу, который в 1929 году взялся за производство и реализацию этой новинки. С тех пор конструкция зажигалок принципиально не изменялась. Разве что по мелочам: вместо двух колесиков стали использовать одно, механизм зажигания полностью закрыли крышкой, которую, в свою очередь, соединили с топливным бачком. Таким образом, нажатие на клапан поднимает крышку над фитилем и приводит в движение механизм, высекающий искру из неподвижного кремня.

Первая газовая зажигалка появилась в 1947 году. В 70-е годы в торговую сеть поступили электронные пьезо-зажигалки. А в 1986 году фирма "Saroma" создала первую в мире газовую турбо-зажигалку с противоветровой системой защиты пламени. Последнее достижение этой компании – "двойное пламя". Одно сопло зажигалки может производить два вида пламени: не гаснущее на ветру и обычное. Самое поразительное – чудо-зажигалка сама решает, какое пламя и в каких условиях должно гореть.

Дешевые одноразовые зажигалки начала выпускать в 1973 году фирма Марселя Бика. Бик при изучении рынка ручек и зажигалок выявил, что именно эти предметы теряют чаще всего. Вот он и решил производить такие зажигалки, которые было бы не жалко потерять.

Сегодня зажигалки (самых разных конструкций), как одноразовые, так и многоразовые, продаются буквально на каждом углу. Правда, это, как правило, дешевые штамповки из Китая и Тайваня, которые не только не всегда срабатывают, но и представляют не меньшую, а то и большую опасность для пользователя, нежели спички. Известны случаи, когда высокое из-за некачественного клапана пламя такой зажигалки опаляло волосы, ресницы, брови и даже меховые шапки курильщиков. Более того, зажигалки из прозрачного пластика часто взрываются, если оставить их на солнце или в раскаленной машине. Поэтому во избежание травм лучше "разориться" на качественную зажигалку какой-нибудь известной фирмы. Впрочем, не исключена вероятность, что вместо дорогой надежной вещицы вам всучат подделку. Особо охотно подделывают популярную бензиновую зажигалку "Zippo". Правда, внимательный покупатель подделку от оригинала при желании отличить все-таки сможет. Самым известным способом определения оригинальной зажигалки является звук, который, кстати говоря, запатентован. Однако не все обладают музыкальным слухом, поэтому к фирменному щелчку можно добавить еще несколько отличительных признаков. Например, на войлочной прокладке надпись "Lift to Fil" повторена трижды. Под корпусом выдавлены рекомендации беречь от детей и использовать фирменные запчасти. На дне настоящей зажигалки после названия города Bradford стоит надпись "Made in USA", а насечки на колесике зажигалки должны перекрещиваться строго под углом 40 градусов. Кстати, довольно часто у нас продают фальсифицированный бензин "Zippo", при использовании которого даже качественная зажигалка сильно чадит и быстро выводит из строя фитиль.

Дорогие и престижные зажигалки: "Ronson", "Dunhill", "Cartier", "Dupont" и т.п. – лучше покупать в специализированных магазинах. Во всяком случае, там вероятность, что вас обманут, сведена к минимуму.

Выбор читателей