Радикального снижения налогов не будет

При нынешнем уровне изъятий в консолидированный бюджет рекламируемое облегчение фискального бремени составит в реальности порядка 6-6,5% – это примерно то же самое, что замена пудовой гири на 15-килограммовую

На прошлой неделе правительство одобрило наконец план налоговой реформы на ближайшие два года. В главном он сводится к следующему: с 2004 года ставка налога на добавленную стоимость (НДС) будет снижена с 20 до 18% (в 2006 году НДС может быть сокращен еще на 2%). Кроме того, с 2004 года отменяется налог с продаж, а для компенсации потерь регионам предлагается несколько перераспределить в их пользу поступления от ряда других налогов. Потери федерального бюджета правительство намерено частично возместить в первую очередь за счет ТЭКа – решено увеличить налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Налоговое бремя возрастет как на нефтяников, так и на "Газпром" (акциз на природный газ отменяется, однако устанавливается НДПИ в размере 193 руб. на 1 тыс. куб. м, плюс к тому повышается пошлина на экспорт газа с 5 до 20%). А вот предлагавшихся Минэкономразвития налоговых послаблений в виде ускоренной процедуры возврата НДС при экспорте и капитальном строительстве, скорее всего, не будет.

С 2005 года будет снижена базовая ставка единого социального налога (ЕСН) и сокращено количество порогов его регрессивной шкалы: при зарплатах до 300 тыс. рублей в год намечено установить ставку в размере 26% (сейчас – 35,6% для зарплат до 100 тыс. рублей и 20% в интервале от 100 до 300 тыс.), а для более высоких зарплат сохранить существующие ставки (10% на суммы от 300 до 600 тыс. и 2% – сверх 600 тыс. рублей). Несложные подсчеты показывают, что платежи по ЕСН уменьшатся с зарплат до 260 тыс. рублей в год, а с более высоких – возрастут, но максимум на 2,4 тыс. рублей в год, или не более 0,8% от уровня зарплаты. По оценке первого замминистра финансов Сергея Шаталова, снижение ЕСН приведет к выпадению доходов на сумму в 224 млрд. рублей, причем предполагаемый эффект от легализации заработков едва ли превысит 30 млрд. рублей. Таким образом, для выполнения всех социальных обязательств может не хватить 194 млрд. рублей, что, по словам Шаталова, потребует более решительных мер по сокращению бюджетных расходов, а также серьезного пересмотра системы обязательного медицинского и социального страхования. Впрочем, до составления бюджета 2005 года и, соответственно, каких-то "решительных мер" еще далеко. Посмотрим лучше, как налоговые новации отразятся на бюджете-2004.

Для начала будет полезно напомнить параметры федерального бюджета на нынешний год: без учета ЕСН (2,8% ВВП) доходы должны составить 15,73% ВВП, в том числе налоговые поступления – 14,5%; расходы – 15,17% ВВП, в том числе непроцентные расходы – 13,05%; профицит – 0,56% ВВП. Как известно, в части обслуживания госдолга в расходную часть бюджета включаются только процентные платежи (2,12% ВВП в 2003 году), а источники погашения основной суммы задолженности определяются отдельно.

По расчетам Минфина, в результате принятых решений налоговые поступления в федеральный бюджет сократятся в 2004 году на 1,75% ВВП, или на 267 млрд. рублей. Усиление налогообложения сырьевых отраслей принесет в бюджет 0,65% ВВП, или порядка 100 млрд. рублей (таким образом, общее снижение налоговой нагрузки на экономику составит в следующем году приблизительно 1,1% ВВП). Согласно прогнозам, российский ВВП увеличится в 2004 году на 16,9% (физический рост плюс инфляция) и достигнет 15260 млрд. рублей. Соразмерное с этим увеличение налоговых поступлений должно было бы при действующих ставках принести 320 млрд. рублей. С учетом же намеченной коррекции налогового законодательства – только 153 млрд. рублей.

Между тем непроцентные расходы федерального бюджета в 2004 году возрастут в номинальном выражении не менее чем на 210 млрд. рублей. Комиссия по оптимизации госрасходов во главе с министром финансов Алексеем Кудриным подготовила предложения по уменьшению нагрузки на бюджет на 0,51% ВВП: непроцентные расходы предлагается сократить до 12,54% ВВП – это 1913 млрд. рублей против 1713 млрд. в 2003 году (и 1991 млрд. при уровне непроцентных расходов в 13,05%).

Принимая во внимание налоговые изменения, в бюджете образуется "дырка" в размере около 60 млрд. рублей, что, в общем-то, мизер. Ее легко заткнуть хотя бы посредством уменьшения бюджетного профицита, тем более что процентные платежи по обслуживанию госдолга в 2004 году будут ниже, чем в нынешнем. Некоторые чины в Минфине предлагают, правда, задействовать такой мощный источник пополнения доходной части бюджета как увеличение порога отсечения в стабилизационный фонд. Данный фонд должен формироваться за счет "сверхплановых" поступлений от НДПИ и экспортных пошлин на нефть, когда цена на российскую нефть марки Urals превышает базовый уровень в $18,5 за баррель (средняя цена за последние 10 лет). Однако планировать бюджетные расходы, установив более высокий уровень отсечения, – довольно рискованная тактика.

Итак, концы с концами у правительства вроде как сходятся. Вместе с тем, обретут ли одобренные на заседании кабинета бюджетно-налоговые новации законодательную плоть – еще вопрос. Едва ли парламентарии столь уж безропотно согласятся на удельное уменьшение гособязательств, тем паче в год выборов. Кроме того, если отдельные статьи госрасходов, безусловно, надо сокращать, то общий размер непроцентных расходов, скорее, следует увеличивать, поскольку многие бюджетные сферы финансируются на недопустимо низком уровне.

Вызывает вопросы и идеология налоговой реформы в целом. По заявлению Михаила Касьянова, за два года общее снижение фискальной нагрузки на экономику составит 1,8-2,0% ВВП, что позволит ускорить экономический рост на 0,5-1,0% в год. Однако эффективность правительственных подходов многими ставится под сомнение. Так, по мнению председателя бюджетного комитета Госдумы Александра Жукова, в проведении налоговой реформы правительство вообще выбрало неверный алгоритм действий: начинать необходимо со снижения ЕСН, а уже затем – НДС. Причем оба налога следует сокращать гораздо более радикально.

В этой логике есть немалый резон: без резкого уменьшения эффективной ставки ЕСН рассчитывать на действительную легализацию теневых заработков не приходится (правительство, как мы видели, и не рассчитывает). В свою очередь, без такой легализации невозможно обеспечить надлежащее финансирование социальных нужд и создать предпосылки для значительного снижения налогов на производство. Что же касается упомянутого заявления Касьянова, то при нынешнем уровне изъятий в консолидированный бюджет рекламируемое им облегчение фискального бремени составит в реальности порядка 6-6,5% – подобно тому, как если пудовую гирю заменить на 15-килограммовую. Почему-то не очень верится, что сие может серьезно повлиять на скорость движения.

Выбор читателей