Уродства во всем их разнообразии

Предпраздничный обзор свежего видео: отличное кино для маленьких, обычное кино для взрослых и нежное кино об извращенцах. Все в видеопрокат! Бабе – цветы, дитям – кассету! А от мороженого – простуда, диабет и зубы портятся

Карлик Нос
Россия, 2003, 80 мин.
Режиссер: Илья Максимов
Роли озвучивали: Альберт Асадуллин, Елена Шульман, Виктор Сухоруков

Честно говоря, очень удивился появлению этого фильма (одновременно в кинотеатрах и на видео). Информация о его создании как-то прошла мимо, и потому получился сюрприз. Причем весьма приятный. Можно примерно представить, сколько понадобилось времени и денег, чтобы его снять, и сколько понадобится времени и усилий, чтобы вложенные деньги отбить. А потому создателям "Карлика Носа" скажем большое мерси хотя бы за мужество. Ну, и за талант, о чем ниже.

Сказку читали? Нет? Плохо... Там одного пацана, Якоба, злая бабка заколдовала. Причем за дело. Он над старушкой сильно потешался, обзывал нехорошими словами. В общем, получил по заслугам. Превратила его ведьма в носатого горбуна. Потом он познакомился с заколдованной же принцессой (превращенной в гусыню), исправился, и они вместе расколдовались. Правда, по другой версии, он после трансформации уехал в Париж, жил там на какой-то колокольне, попал в чужие разборки и погиб. Но мы эту версию отвергаем.

В нашем мультфильме Якоб совсем не тот, что в немецкой сказке. Здесь же он почти что ангел во плоти. А вот ведьма изначально подлая. Она Якоба специально заманила к себе в замок. Прочитала, видите ли, в какой-то книжке, что с его помощью сможет оживить каменного монстра (по дизайну – явно работы Церетели). Дальше идут: принцесса-гусыня, тапки-скороходы, танцы-шманцы, злу – каюк. Кстати, помощник у колдуньи подозрительно похож на Весельчака У, что откровенно намекает нам, что ведьма – никакая не ведьма, а Крыс с планеты Крокрыс.

Школа полнометражной мультипликации и при Советском Союзе у нас не сильно была развита, хотя вопреки всему и был снят лучший мультфильм всех времен и народов "Остров сокровищ". За прошедшие 15 лет умения и навыки были, конечно, подрастеряны. Но, как любил говаривать один товарищ, "попытка – не пытка". Тем более что попытка в целом удачная, первый блин не комом. Все в видеопрокат! Бабе – цветы, дитям – кассету! А от мороженого – простуда, диабет и зубы портятся!


Проклятый сезон (Dark Blue)
США, 2002, 118 мин.
Режиссер: Рон Шелтон
В ролях: Курт Рассел, Винг Реймс, Лолита Давидович

Фильм "нуар" совсем не обязательно должен быть о ревущих 20-х, шумящих 30-х или палящих 40-х. Отличительная черта фильма "нуар" – особая атмосфера тотальной коррупции и разложения, когда отцы города воруют в черную голову, а честного полицейского ни один Диоген не найдет, хоть с фонарем, хоть с прожектором. Если подходить с такой позиции, "Проклятый сезон" – сплошной нуар.

Действие происходит в начале 90-х, когда шел в ЛА процесс над убийцами Рони Кинга. Помните? Несколько белых полицейских запинали насмерть черного мужика, а их в это время снимали на видео. Процесс еще не закончен, но уже все понимают, что копов оправдают и что будут в городе изрядные беспорядки, ожидание которых и создает специфическую нервную атмосферу.

Ветеран ментовки Элдон Перри (Курт Рассел) и его молодой напарник Бобби Кью только что были оправданы за убийство рецидивиста. Они утверждают, что это была самозащита, хотя в реальности это было "посвящение" Бобби в копы. Бобби тест прошел и вникает в профессиональные секреты работы: как бить в морду, как запугивать, как подставлять, как правильно подбрасывать пистолет трупу – мелочи, без которых немыслима хорошая работа полицейского. Но Бобби – продукт 90-х, у него где-то там внутри шевелится какая-та зараза, которую писаки-очкарики называют совестью. Эта совесть здорово мешает производительности труда, а если о ней прознают коллеги, то она может привести Бобби на больничную койку, а то и сразу в морг.

"Проклятый сезон" здорово напоминает "Тренировочный день" с примесью "Секретов ЛА". Потому он обречен на сравнения и обвинения во вторичности. Хотя недостаток у фильма реально только один – пафосная концовка. Но тут уже ничего не поделать.

Все-таки, Курт Рассел – классный актер. Его жесткий, циничный и сильно пьющий Элдон – самый выпуклый и живой персонаж. Играет, пожалуй, не хуже, чем Дэнзел Вашингтон в "Тренировочном дне". Только Дэнзелу "Оскара" дали, а Курту не дадут. Никогда. Почему? Покрыто мраком. Потому же, почему не дадут Джеффу Бриджесу, Вэлу Килмеру или Эду Харрису (последнего хоть номинируют постоянно). Это их голливудские разборки. Нам не понять.


Секретарша (Secretary)
США, 2002, 110 мин.
Режиссер: Стивен Шейнберг
В ролях: Джеймс Спейдер, Мэгги Гилленхал, Джереми Дейвис

Молодая девушка Ли (Мэгги Гилленхал) с радикальными суицидальными наклонностями решила начать новую жизнь. Она только вышла из психушки (где, по здравому размышлению, могла бы провести еще некоторое время, да была отпущена в честь свадьбы сестры). Новую жизнь Ли решила начать с поиска новой работы. В смысле – вообще работы. Раньше-то она нигде не работала (см. выше про психушку). Куда податься бедняжке без образования, амбиций и МВА? Правильно – в секретарши.

На работу ее принял адвокат Мистер Эдвард Грей (Джеймс Спейдер). Кабы мистер Грей не был адвокатом, то был бы он соседом Ли по психушке. Но вместе они сработались. Да еще как! Эдвард – скрытый садист. Ли – мазохистка, носящая с собой специальный набор. Как у нее стресс, так достает оттуда что-нибудь остренькое и давай себя тыкать и резать. Короче, идеальная пара.

Если судить совсем по большому счету, может быть, даже по гамбургскому, то "Секретарша" – романтическая комедия. Но люди, ожидающие обычных подлунных поцелуев и карамельной романтики а-ля Мег Райан, жестоко обломятся. Фильм шутя забирается в такие дали, куда так и не добрался (хотя очень стремился) "8 мм" и где обитают чуть ли не в гордом одиночестве "Ночи в стиле буги". Приключениям и играм, в которые играют герои фильма, позавидовал бы даже старый графоман де Сад, а какой-нибудь Эрик Берн так прямо на месте бы удавился.

А теперь забудьте все вышенаписанное. Не ожидайте откровенных постельных сцен (хотя парочка и будет, но сняты они на удивление невинно). Романтическая все ж комедия. Необычная только. Зато хорошая. Недаром получила кучу призов на фестивале в Санденсе. А Санденс – это вам не Берлинале какой-нибудь. Проще говоря, очень хорошее и жизнерадостное кино.


Кассеты предоставлены прокатной компанией "Союз-видео".

Выбор читателей