"Загогулины" российского антиквариата

Быть может, уже наше поколение увидит в галереях что-нибудь, кроме "фаберже", "шишкиных" и "айвазовских", притом в количестве, не подрывающем доверия к отечественным искусствоведам

Что только не делают наши антиквары, приближая культуру к массам: торгуют украшениями в ресторане, монетами в книжном магазине, восточными древностями в салоне мехов; наконец, просто не закрываются на ночь. И все с единственной целью – сэкономить клиенту время. Однако, сравнивая цены бронзового Будды и норковой шубы, не так просто понять, какая именно завышена. Согласитесь, не каждый лишит себя "удовольствия" провести более грамотный маркетинг. Хорошо, если день рождения друга, а тем более себя любимого, придется на очередной Антикварный салон в ЦДХ (неделя весной и неделя осенью), но если нет? В таком случае путеводитель предлагает вам на выбор более полусотни галерей, магазинов и магазинчиков в разных концах нашего абсолютно непроезжего города.

То, что на антикварном рынке должны возникнуть современные, удобные "гипермаркеты", было ясно уже давно. Первые московские проекты такого рода появились в 2001 году, но торговой площади, способной удовлетворить одновременно и публику, и дилеров, найти тогда не удалось. Потом была попытка открыть "альтернативный" антикварный салон в "Редиссон-Славянской". Но его организаторы не учли сезонный характер данного бизнеса и, заломив огромную арендную плату, остались на своих метрах в гордом одиночестве. Сейчас на разных стадиях подготовки сразу три объекта: ресторан "Прага", пока только ожидающий реконструкции; одно из зданий ГУМа, где какие-то работы уже ведутся; и "Детский мир", в котором 15 апреля состоялось открытие Центрального Дома Антиквариата (ЦДА). Учредителем последнего выступили галерея "ПринтАрт" и АФК "Система". Оценить масштаб события можно будет приблизительно через полгода – это время необходимо ЦДА для окончательного "заселения", – а пока обратимся к идее объединения вообще.

Как известно, "колхоз – дело добровольное", а в случае разного рода антикварных пассажей еще и страшно выгодное, мировой опыт не даст соврать. И тем не менее, далеко не всё профессиональное сообщество, по крайней мере сейчас, проявляет хоть какой-то интерес к перечисленным выше проектам. Объяснить это можно двояко. Во-первых, наш бизнес до сих пор не считает за убытки недополученную прибыль. Предприниматель, довольный оборотом своей лавочки, зачастую и не думает о большем – ему не нужны визиты почетных гостей, внимание со стороны СМИ, признание за рубежом. С другой стороны, у нас даже владельцы крупных галерей всё еще продолжают чего-то бояться. Прежде всего – потерять "родного" клиента: в их представлении потеря объекта следует сразу после его обнаружения конкурентами, прямо как в бою. Еще страшнее показать хоть малую толику своего оборота, словно по ней можно вычислить весь, как по одной косточке – целого мамонта. А уж как трудно избавиться от "дурных привычек": от торговли с заднего крыльца, из-под полы, "на дому" и т.д. Поэтому, даже когда на другой чаше весов оказываются доступ к банковским и страховым ресурсам, упрощение налоговой отчетности, собственный комфорт и безопасность, в конце концов, всё равно многие продолжают сомневаться.

Региональный бизнес, конечно, ведет себя более прагматично: что ни говори, а "постоянная прописка" в том же Детском мире куда лучше "временной регистрации" в ЦДХ и притом гораздо дешевле. Впрочем, если не деловое, то по крайней мере "политическое" объединение для антикваров неизбежно: им есть против кого дружить.

По мере того, как цены на российском художественном рынке приближаются к мировым, и наши дилеры все больше интересуются не вывозом вещей, а их ввозом, неумолимый пограничный шлагбаум раздражает сильнее и сильнее. Инструменты, созданные в свое время для защиты национального богатства, теперь мешают его приумножению. Но это еще не все. На 12-м году либеральных реформ наше государство по прежнему не признаёт – кстати, в нарушение ГК – институт независимой экспертизы и, сохраняя монополию в этой области, оставляет за собой мощнейший рычаг давления на рынок, а также весьма солидную статью легких доходов. Решить эти проблемы в одиночку невозможно, а острота их только увеличивается. К счастью, некоторые признаки роста "общественного самосознания" в мире отечественного антиквариата все-таки наблюдаются. Появились первые профессиональные гильдии; правда, существуют они пока в основном на бумаге, но какую-то надежду уже подают. Так что, не ровен час, и наше поколение увидит в галереях что-нибудь, кроме "фаберже", "шишкиных" и "айвазовских", притом в количестве, не подрывающем доверия к отечественным искусствоведам.

Выбор читателей