Как продать одну квартиру три раза

Как определить, на каком поле чудес не стоит зарывать свои денежки? Куда ни ткни, если мошенники прикрылись чиновниками, защиты от них нет. Тем более в российском законодательстве. Подробности скандального процесса

Покупка квартиры – дело ответственное, капиталоемкое. Подавляющее большинство людей хотят иметь home sweet home и готовы ради этого ввязаться в авантюру. Не зря на каждом шагу предупреждают: двадцать раз отмерьте, прежде чем выкладывать денежки за новую жилплощадь. Мошенники разного калибра знают, что на самом дорогом сердцу (в данном случае – на квадратных метрах) легче всего надуть. И не упускают своего случая.

Однако, даже отмерив, можно попасться. Говорят, что связываться стоит только с той компанией по недвижимости, которая имеет солидное имя. Но даже за вывеской с достойным именем, подтвержденным многолетней прекрасной репутацией, могут неожиданно оказаться нехорошие люди. Более того, их зачастую поддерживают высокопоставленные чиновники, облеченные доверием народа. Они, как обычно, просто хотят денег, а мошенники знают, как за счет граждан алчность удовлетворить.

В "Yтро" на днях обратилась жительница города Барнаула Ольга Катайцева, рассказавшая подробности скандала, возникшего в столице Алтайского края вокруг заселения многоэтажного дома №229 по Павловскому тракту. Напомним, что ранее мы сообщалио фактах избиения жильцов охраной компании "Росэнерго", претендующей на те квартиры, в которых уже живут честно купившие их люди. Теперь мы можем рассказать о происходящем со слов самих потерпевших.

История началась еще в 2000 году, когда в сибирском городе развернулась широкомасштабная рекламная кампания с участием самого мэра – Владимира Баварина. (Кстати, он погиб в феврале этого года в автокатастрофе, направляясь на празднование 23 февраля на базу той самой компании "Росэнерго", – факт печальный, но фиксирующий связь между прежним мэром и компанией, участвующей в конфликте). Глава администрации города приглашал население покупать квартиры от ОАО "Барнаулстрой". Это предприятие с 60-х г.г. прошлого века построило практически половину жилфонда Барнаула, и не доверять ей у граждан основания не было. Поддержка администрации стала дополнительной гарантией надежности застройщика.

Потенциальным покупателям предлагалось принять долевое участие в строительстве жилых зданий. То есть люди отдают деньги под наличие проекта и через год-два въезжают в готовый дом. Схема известная, распространенная не только в Сибири, но и по всей России. Стоимость таких "непостроенных" квартир вполне приемлема для кошелька среднего горожанина даже в провинции. В общем, доверчивые барнаульцы бросились искать деньги на долевой вклад. Кто-то продавал свои квартиры, кто-то брал кредит. Люди переселялись из обустроенного жилья в съемные квартиры в надежде улучшить свое жилищное положение.

Но время показало, что за известной фирмой с солидной репутацией стояли мошенники. Как позже выяснилось, они продали эти же квартиры еще раз и еще раз – другим физическим лицам и потом, уже оптом, юридическому лицу – компании "Росэнерго". Имея связи в руководстве города, провернуть такую сделку им было нетрудно. Таким образом, у каждой квартиры появилось по несколько хозяев. Дело осложнилось тем, что, согласно российскому законодательству, зарегистрировать права собственности на незавершенное строительство может только юрлицо. Поэтому перед лицом закона собственником оказалась именно "Росэнерго".

Теоретически, если "Барнаулстрой" не в состоянии обеспечить граждан, заключивших с ним контракт, жильем, он должен отвечать своим имуществом. Чтобы свести к нулю такую ответственность, была провернута следующая схема. Во-первых, активы ОАО "Барнаулстрой" были отданы по различным схемам другим предприятиям или вовсе подарены. Так, в несколько ступеней, в муниципальном владении оказался завод крупнопанельного домостроения. Произошло то, что называется в юридических терминах "вывод активов". После чего предприятие обанкротили и превратили в ЗАО "Барнаулстрой". У компании, имеющей немалое имущество и способной обходиться собственными ресурсами при строительстве без дополнительных инвестиций, в одночасье не оказалось практически ничего. После этой процедуры компанию перевели в общество с ограниченной ответственностью СП "Барнаулстрой". Дольщики, вложившиеся в строительство, ни сном ни духом не ведали о происходящем: название-то оставалось прежним, а в юридических тонкостях из них мало кто разбирался. Между тем, уставной фонд нового "Барнаулстроя" – всего 5 тысяч рублей (!), с него и взять нечего. Ответственность, сами понимаете, ограничена.

Обнаружилось мошенничество только в ноябре 2001 г., когда заместитель гендиректора И.С.Дудник не пришел на работу. Попросту – сбежал. Кстати, его не могут найти до сих пор. Тогда же выяснилось, что на каждую квартиру в недостроенных домах претендует не один владелец. Ольга Катайцева так объяснила корреспонденту "Yтра" дальнейшие действия жильцов: "Мы поняли, что если не вселимся в свои новые квартиры, нас просто пнут, квартиры распродадут, и мы останемся ни с чем". И дольщики заняли квартиры в соответствии с номерами, проставленными в договорах "Барнаулстроя".

И здесь - начало новой истории в этом деле. Дом, оказывается, к этому моменту был вполне достроен и даже обеспечен светом, водой и теплом. Люди поставили железные двери и стали обживать новое жилище. Но практически сразу свет и тепло у них отключили – в самом начале суровой сибирской зимы. Официальная причина – "дом недостроен", то есть нет постановления администрации о госприемке. То есть, как позже выяснилось, всю процедуру приемки здание прошло. Только галочку в администрации не хотели ставить. Ведь тогда дольщики тоже получат право на квартиры - наряду с компанией "Росэнерго", владеющей "незавершенным" строительством, - и их требования будут законными. Так что зиму люди пережили с буржуйками.

Потом по своим каналам они узнали о наличии всех приемных актов и через суд добились постановления о приемке от администрации. Свет и тепло им включили. Но за это время по иску администрации уже было принято решение о выселении непокорных жильцов, и судебные приставы вместе с милицией пришли выносить двери в подъездах. 27 марта этого года состоялся очередной штурм, после которого некоторых обитателей дома №229 увезли в больницу. Милиционеры не считались ни с чем, в ход шли резиновые дубинки и щиты, - как на войне.

Защищаясь, жильцы пытались лить на милиционеров воду, что было записано в протокол как "сопротивление властям". В результате еще часть жильцов попала в кутузку. А несколько квартир были выселены в буквальном смысле слова на улицу, - других квартир у этих людей нет, а предоставлять жилье администрация им отказалась. В лучшем случае, им пообещали поискать места в общежитиях. Представьте себе – продать квартиру, промыкаться зиму при печном отоплении и потом получить общагу. Перспектива, мягко говоря, не привлекательная, и боевое настроение обманутых дольщиков вполне понятно.

Кстати говоря, решение суда в пользу жильцов – о приемке здания – и последующее их требование пересмотреть дело о выселении в связи с вновь открывшимися обстоятельствами так никто с милицией и приставами от администрации и не потребовал.

А теперь зададим вопрос: а почему, собственно, администрация города так рьяно защищает интересы компании "Росэнерго"? Почему в этом поединке, где даже по суровому закону (и тем более с точки зрения элементарной гуманности) права на стороне граждан, руководство города оказывается против них? Почему без решения суда оно не подписывало акт приемки дома, дававший права дольщикам на жилье? Более того, когда сейчас активисты из жильцов пытаются возбудить дело о признании банкротства "Барнаулстроя" умышленным и вернуть его активы, они встречают сопротивление именно со стороны администрации Барнаула. А ведь, вернув имущество застройщика, можно было бы решить квартирный вопрос путем выплаты компенсации в соответствии с подписанными дольщиками договорами.

Сейчас люди пытаются найти справедливость на другом уровне – у представителя президента в Сибирском федеральном округе (СФО) Леонида Драчевского и даже у самого президента Путина. К последнему они обратились с открытым письмом, в котором говорят: "Из-за капканов в законодательстве около 1000 семей оказались бездомными… сотни семей, на чьи деньги выстроен огромный 10-этажный дом, милиция и приставы выбрасывают на улицу, исполняя "гуманные" решения родного государства. Суды удовлетворяют интересы коммерческой структуры, а поломанные судьбы простых людей власть имущих не заботят…" Обманутые дольщики хотят малого, – чтобы над прокуратурой их города был установлен надзор и чтобы скандальное дело было пересмотрено с объективной точки зрения. Они готовы идти к решению проблемы правовым путем, а не путем силовых решений, но только при условии, что перед администрацией собственного города их права как граждан РФ будут защищены.

В Новосибирске, столице СФО, сейчас ведется следствие по факту мошенничества. Обвиняется генеральный директор компании И.Степанов. Но, как объяснила нам представительница дольщиков, "уголовное дело открыто по статье 159 УК РФ. То есть мошенник понесет наказание своим собственным имуществом", которого у Степанова, разумеется, уже давно нет: все переписано на родственников. Адвокат, защищающий интересы жильцов, сейчас бьется над тем, чтобы обвинение проходило по статье 201, по которой ответственность за возмещение ущерба несет организация. Процесс продолжается…

Такая вот печальная история… Но главное здесь даже не в том, что мэрия Барнаула выступила в данном случае не в очень красивой роли. Суть сей истории в том, что никто, ни один гражданин России, оказывается, не застрахован от участия в подобной истории. Разница только в том, что большая часть населения в такой ситуации просто смирится с потерей денег и примется копить на следующую квартиру. В Барнауле тоже есть люди, отказавшиеся вселяться в скандальный дом. Думается, не одна такая история уже и случилась по всей обширной России, только прошла без такого "федерального" эха. Поэтому чиновники не боятся быть замешанными в подобную историю – слишком мала вероятность "бунта" горожан. Вот и получается, что принимая участие в долевом строительстве, мы все можем оказаться заложниками чиновников и приближенных к ним лиц. Кто знает, когда им понадобятся связи со строителями…

Выбор читателей